Законодательная работа

Вернуться назад

Ситан 2017. О Михалковском сборе

6 Марта 2017
Ситан 2017. О Михалковском сборе Ситан 2017. О Михалковском сборе ПРОБЛЕМА

Проблема возникла в деятельности отрасли информационных технологий после принятия Постановления Правительства № 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" от 14.10.2010 г.
Постановление определяет перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок компенсационного сбора с оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Этот сбор поступает в Российский союз правообладателей.
Вследствие введения указанного сбора на рынке ИТ и электроники ухудшилась конкурентная ситуация, чему способствовал нечеткий и во многом не соответствующий нормам Гражданского кодекса Перечень продукции, подпадающей обложению сбором, высокая и ничем не обоснованная ставка сбора (1 % от стоимости изделия). Негативно сказалось на положении компаний и само основание уплаты указанного сбора – договор, заключаемый между аккредитованной организацией и импортером (изготовителем) оборудования, устанавливающий различные условия уплаты различным субъектам предпринимательской деятельности.
За прошедшие 6 лет проблема не разрешилась и остается актуальной до сих пор. Более того, круг товаров, с которых пытаются собирать сбор постоянно и неправомерно расширяется. Это происходит и потому, что Постановление устарело и не отражает уровень современных технологий (например, появились смарт-часы и с них тоже пытаются собирать 1%), и потому, что вследствие слабого администрирования сбора, его не могут распространить на всех участников рынка, а объем собранных средств пытаются увеличить за счет попыток собрать с серверного и иного оборудования, заведомо не предназначенного для частного копирования.
Общественные объединения уже не раз поднимали эту тему и обращались к Российскому руководству. В частности, в 2011 г. и получили содействие, результатом которого стало распоряжение Председателя Правительства РФ Путина В.В. Министру экономического развития Набиуллиной Э.С. рассмотреть и доложить мнение по данному вопросу. Министр Набиуллина Э.С. дала ответ в Правительство. Исходящий N 25753-ЭН/д09 от 18.11.2011. Входящий в Правительстве N 2-105634 от 19.11.2011. Суть ответа - Минэкономразвития предложило Правительству ввести дифференцированный сбор в зависимости от типа оборудования. Возможные ставки Министерство готово было рассчитать, для чего просило Правительство выдать поручение.
Правительство поручение не выдало. В 2012 году Минэкономразвития подготовило доклад замминистра Фомичева О.В. Основные положения доклада были направлены письмом в Правительство и в ассоциацию АПКИТ. Письмо №7440-ОФ/Д09у от 19 апреля 2012 г с предложениями по реформированию системы авторского сбора и просьбой к Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий высказать свои предложения и замечания.
Российская ИТ-индустрия (разработчики программ, проектировщики нового оборудования, поставщики систем управления для органов власти) – по-прежнему должна платить один процент с используемого оборудования в пользу фонда.
Не проработанность механизма, заложенного в Постановлении, приводит к низкой собираемости отчислений, что пытаются компенсировать возбуждением дел как против отечественных, так и мировых производителей по статьям уголовного и административного кодекса, не применимыми в данном случае. В проигрыше и производители, и потребители, и авторы, ради которых этот механизм и вводился.
Более того, развивая процесс интеграции экономик в рамках Евразийской экономической комиссии, Таможенного союза и Единого экономического пространства, Россия пытается предлагать этот механизм наднациональному органу, что может закрепит это тяжелое положение.

РЕШЕНИЕ

Поручить Правительству Российской Федерации проанализировать сложившуюся ситуацию и разработать комплекс мер, устраняющих негативное влияние указанного выше сбора на ИТ-отрасль и процесс информатизации в России. В частности:
1. Приостановить действие Постановления для выработки логичных правил начисления и сбора средств (в том числе с изучением мирового опыта в данной сфере) и внесения необходимых законодательных изменений.
2. Рассмотреть вопрос о том, чтобы эти платежи были определены Федеральным законом, а не постановлением Правительства.
3. Зафиксировать в законе правовую природу сбора (в том числе для нужд бухгалтерии, например, для отнесения в состав затрат), место и характер сбора;
4. Проработать с участием ИТ-отрасли (отраслевых объединений и отраслевого регулятора) механизм такого сбора. В частности:
- установить четкие критерии и процедуры решения вопросов отнесения оборудования к подлежащему обложению сбором и неподлежащему;
- ежегодно с участием ИТ-объединений, занимающихся производством и импортом ИТ-оборудования и товаров электроники, пересматривать перечень товаров, подлежащих обложению сбором;
- установить обязательную процедуру досудебного урегулирования споров сборщика с импортерами;
- вывести из-под сбора устройства, предназначенные для ремонта и технического обслуживания; оборудование, вывозимое с территории РФ в страны-члены ЕАЭС, конкретизировав понятие «экспорт».
Источник: IOmbudsman.ru