Ситан 2016. О блокировках и массовых нарушениях авторских прав
16 Февраля 2016
4.1.Несбалансированность процедурных норм в части ограничения доступа к сайтам влечет массовые нарушения прав
ПРОБЛЕМА
Несбалансированность процедурных норм законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в части ограничения доступа к информации, сайтам, страницам сайта, информационным ресурсам в сети «Интернет», влекущим массовые нарушения прав и ущемление законных интересов третьих лиц.
РЕШЕНИЕ
Поддержать законопроект Правительства Российской Федерации (Минкомсвязи России) с положениями:
об обязательном экспертном сопровождении и обеспечении публичности решений уполномоченных государственных органов об ограничении доступа к информации, предполагающих раскрытие описательной и мотивировочной части решения, а также указание экспертов и должностных лиц, принявших такое решение;
об обжаловании решений уполномоченных государственных органов об ограничении доступа к информации в межведомственный коллегиальный орган, в том числе по обращению граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;
о единой подсудности компетентному суду дел, предполагающих вынесение судебных решений об ограничения доступа к информации, сайтам, страницам сайта, информационным ресурсам в сети «Интернет».
(Суд г. Анапы).
4.2.Необходима модернизация системы управления авторскими правами
ПРОБЛЕМА
Содействие развитию отечественного контента в Интернете, путем модернизации системы управления авторскими и смежными правами.
РЕШЕНИЕ
Установлены исключительные случаи возможности бездоговорного управления правами.
4.3.Нарушения прав правообладателей интеллектуальной собственности
ПРОБЛЕМА
Нарушение прав правообладателей интеллектуальной собственности в сети Интернет . Причина: Отсутствие объективной информации о российских и иностранных правообладателях и их правах, отсутствие возможности эффективной реализации прав и лицензирования использования произведений.
РЕШЕНИЕ
Частно-государственное партнерство по разработке и внедрению Реестра на базе международных стандарных индентификаторов ISNI (Международного идентификатора стандартных наименований / имен), системы DOI (Идентификатор цифрового объекта).
Иницииировать принятие НПА о государственной поддержке международных стандартных идентификаторов правообладателей и объектов интеллектуальной собственности.
4.4. Неединость реестра запрещенных сайтов
ПРОБЛЕМА
Неединость реестра запрещенных сайтов.
РЕШЕНИЕ
Запретить и ввести ответственность за принуждение к блокировке в обход правовых процедур.
4.5.Отсутствие обратной связи по блокировкам
ПРОБЛЕМА
Отсутствие обратной связи по требованиям блокировок сайтов, ведущая к злоупотреблениям.
РЕШЕНИЕ
Нормативным актом обязать раскрывать обоснование требований органов власти по блокировке того или иного материала. И ответственное лицо, принявшее это решение.
4.6.Подмена сертификатов x509
ПРОБЛЕМА
Подмена провайдерами сертификатов x509 при соединении с IP, на которых размещены запрещенные ресурсы.
РЕШЕНИЕ
Прямо запретить это. Если шифрованное соединение, то блокировка возможна только по IP.
4.7.Не работает гражданско-правовая, административная и уголовно-правовая ответственность за нарушение авторских прав
ПРОБЛЕМА
На сегодняшний день защита авторских прав в сети Интернет осуществляется преимущественно за счет технических средств (блокировка сайтов). Вместе с тем эффективность данного направления постоянно снижается, поскольку существует множество вариантов обхода этих блокировок, в том числе за счет появления копий заблокированных сайтов, и такие способы обхода все более активно начинают использоваться обычными гражданами. Вместе с тем в России в полной мере не работает гражданско-правовая, административная и уголовно-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Является низкой грамость населения в относительно легальных способов приобретения объектов авторского права в сети Интернет и ответственности за нарушение авторских прав. Недостаточно в России развит рынок легального контента.
РЕШЕНИЕ
1. Необходимо проанализировать причины, по которым в России эффективно не работают механизмы ответственности за нарушение авторских прав, и выработать меры по исправлению ситуации. 2. Необходима государственная программа повышения Интернет-грамотности граждан. 3. Необходимы меры, стимулирующие в России рынок легального контента в сети Интернет.
4.8.Система сбора 1% не является оптимальной
ПРОБЛЕМА
Система сбора (1%) вознаграждения за свободное воспроизведение, регулируемая Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 829, не является оптимальной в плане механизма сбора вознаграждения. Не проработанность этого механизма несет в себе риски серьезного ухудшения предпринимательского климата индустрии информационных технологий и не полного сбора средств, которые могли быть направлены правообладателям. Также вызывает беспокойство непрозрачность самого распределения средств между правообладателями.
РЕШЕНИЕ
Данная проблема может быть решена, если взимание данного сбора перейдет в сферу регулирования фискальных органов, будет приравнен к налогу и регулироваться НК РФ. Придание сбору характера обязательного платежа привело бы как к улучшению конкурентной ситуации на рынке, так и к нормализации процессов компенсаторных выплат правообладателям.
Для этого представляется необходимым ст. 1245 исключить из ГК РФ и возложить обязанность по контролю за уплатой сбора с импортёров и производителей на одно из ведомств, например, ФТС России или ФНС России.
Если такой подход по каким-либо причинам невозможен, то просим доработать существующий механизм сбора. Для этого просим инициировать следующие изменения в Постановление N 829:
- В целях удобства осуществления платежа инициировать изменения в Налоговый Кодекс РФ в части включения затрат на уплату вознаграждения в расходы для целей исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и включения сбора в расходы, перечисленные в ст. 264 (налоги, сборы, пошлины)
- Совместно с объединениями дистрибуторов и производителей оборудования сформировать и ежегодно актуализировать единый перечень оборудования и носителей для импортеров и изготовителей с пересмотром отдельных позиций из действующего перечня. Ввести критерии дифференциации размера взноса в зависимости от вида оборудования;
- Определять профессиональное оборудование (с которого взнос не собирается) не только на основании технических характеристик, но и на основании цели использования оборудования, подтверждённой документально. Т.е. подтверждением того, что цель не связанна с личным, семейным и бытовым использованием может быть документ о поставке оборудования в госорганы, учреждения (образовательные, медицинские, научные…) политические партии, ассоциации и союзы. Список можно сделать фиксированным.
- Установить период, порядок и сроки уплаты платежа;
- Уменьшить размер платежа с 1% до 0,5% (На рынке дистрибьюции маржа составляет несколько процентов и 1% от стоимости товарной позиции – слишком большие затраты для участников рынка);
- Внести предложение по формированию типового Устава организации, осуществляющей сбор, включив в него пункт о создании наблюдательного совета с участием объединений-плательщиков сборов и органов власти. Это даст возможность вести конструктивный диалог между плательщиками и аккредитованной организацией. В типовом Уставе предусмотреть отчетность аккредитованной организации по распределению собранных средств также перед плательщиками сбора и ответственность за нарушение своих обязательств по договорам с плательщиками сбора;
- Предусмотреть возможность приостановки оплат в адрес сборщика (в том числе и в случае заключения договора) если он нарушает свои обязанности: не расходует в соответствии с уставными целями, не публикует отчетность, иным образом нарушает устав (количество отделений по России, выборность органов, публикация и предоставление отчетности).
Источник: IOmbudsman.ru