Законодательная работа

Вернуться назад

Ситан 2016. О необходимости создания справедливых условий конкуренции

16 Февраля 2016
Ситан 2016. О необходимости создания справедливых условий конкуренции Ситан 2016. О необходимости создания справедливых условий конкуренции 2.НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ПРЕФЕРЕНЦИИ ИНОСТРАННЫМ ИГРОКАМ И КРУПНОМУ ОФФЛАЙН-БИЗНЕСУ

2.1.Торговля иностранных интернет-магазинов не подпадает под налогообложение и техрегулирование

ПРОБЛЕМА
Известно, что на сегодня в странах ЕАЭС установлены разные правила импорта товаров физическими лицами. Страны с наиболее либеральным режимом импорта (Россия и Киргизия, в которых действует норма беспошлинного ввоза в 1000 евро, но не более 31 кг) становятся фактически странами-транзитерами товаров, импортированных на имя физических лиц, но вводимых в последующем в коммерческий оборот недобросовестными участниками рынка.

Традиционный канал поставки в Россию иностранной техники несет затраты на госпошлины, НДС, на проверку безопасности товаров (соответствия нормам техрегулирования). Российский интернет-магазин может снизить свои издержки на торговые площади, но все вышеназванные обременения обойти не может. В случае покупки товаров в иностранном интернет-магазине и доставке его почтой, в существующих условиях при сумме до 1000 евро товар попадает в Россию, минуя все налоги и проверки на безопасность. Налицо - неравные конкурентные условия.

Помимо ценового неравенства между иностранными и отечественными компаниями, возникает неравенство доступа к рынкам, выражающееся в полном игнорировании иностранными интернет-компаниями законодательства ЕАЭС о техническом регулировании. В итоге наши покупатели, выигрывая в цене, зачастую теряют в качестве продукции и отсутствии необходимого сервиса.

Мы понимаем, что экономика, государство не могут существовать без налогов, без регулирования, без создания рабочих мест, без защиты безопасности потребителя. Государство может повышать или понижать сборы, но правила должны быть едины для всех. АПКИТ выступает за выравнивание правил игры.

РЕШЕНИЕ

Торговля иностранных интернет-магазинов должна подпадать под налогообложение и техрегулирование. О цифрах (порогах беспошлинного ввоза) можно дискутировать, но изначальный посыл верен.
Очень важно, чтобы решения, которые будут приняты,  были едиными для всех стран ЕАЭС.  В случае, если на площадке ЕЭК не удастся достичь консолидированного решения,  рекомендуем установить лимиты на национальном уровне, обеспечив при этом прозрачную и простую процедуру администрирования, что обеспечит равные условия ведения бизнеса для всех участников сегмента интернет-торговли.

2.2.Сделки иностранцев с российским потребителем не облагаются налогами  

ПРОБЛЕМА

Непрозрачность рынка (развиты практики оптимизации налоговых схем и уклонения от таможенных платежей при перемещении товаров через границу).  Сейчас, уплата налогов,   является ограничением для начала и ведения бизнеса в РФ, поэтому бизнес уходит в тень. Это вызвано в том числе неравным положением российских компаний относительно зарубежных конкурентов, работающих на российского потребителя и не подверженных никакой налоговой нагрузке на территории РФ (в отличие от внутренних игроков).

РЕШЕНИЕ

1. Снижение порога беспошлинного вввоза товаров на территорию РФ.        2. Сделки, совершаемые на территории РФ с российским потребителем целесообразно облагать налогами в равной степени вне зависимости от места нахождения продавца товара (услуги).

2.3.Агрегаторы: чрезмерные требования к агрегаторам создают преференции китайской интернет-торговле в России   

ПРОБЛЕМА

Внесение Роспотребнадзором законопроекта, направленного на регулирование деятельности товарных агрегаторов ( ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»), не учитывающего специфику их деятельности, и необоснованно налагающего на агрегаторов ряд неисполнимых обязательств, а также возлагающего на них чрезмерную ответственность за достоверность информации, предоставленной третьими лицами, вплоть до ликвидации юридического лица агрегатора.                                                                       Товарные агрегаторы способствуют развитию интернет-торговли, позволяя малому бизнесу конкурировать с крупными игроками, что положительно влияет на конкуренцию, в связи с чем формализация данной отрасли и жесткое регулирование может привести к  к ограничению конкуренции на рынке электронной коммерции, монополизации рынка крупнейшими ритейлерами, предоставлению преференций иностранным агрегаторам.                                                                                       Соответственно к регулированию в данной сфере следует подходить взвешенно, и при установлении объема ответстенности, которую можно вменить товарным агрегаторам, и иных обязательств товарных агрегаторов необходимо учитывать спецфику интернет-торговли и деятельности агрегаторов с учетом неприменения законодательства о защите прав потребителей к безвозмездным отношениям (услуги агрегатора для потребителя безвозмездны).

РЕШЕНИЕ

Доработать законопроект с учетом мнения товарных агрегаторов, исключив из него изменения, которые без учета специфики деятельности товарных агрегаторов возлагают на них ответственность за действия третьих лиц, иные чрезмерные требования, предусмотрев ответственность агрегаторов за предоставление заведомо недостоверной информации пропорционально степени их участия в заключении договора купли-продажи товара/оказания услуг с продавцом/исполнителем.

2.4.Серый импорт: необходимо создать точки ответственности иностранных продавцов на российском рынке 

ПРОБЛЕМА

Безопасность реализуемой продукции.

Подавляющее большинство реализуемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (сертификаты соответствия, декларации соответствия, регистрационные удостоверения), реализуется без должного контроля наличия документов. Если говорить об электронном кросс-бордер рынке, то в подавляющем большинстве случаев - без наличия таких документов. Что позволяет ввозить и продавать российским гражданам продукцию любого уровня качества. Такая ситуация системно приводит к постоянному системному увеличению доли опасной продукции на рынке (т.к. себестоимость опасной для жизни и здоровья продукции намного ниже).

РЕШЕНИЕ

Создание точки ответственности на рынке - обязать любого участника российского потребительского электронного рынка создать на территории РФ уполномоченное юридическое лицо, ответственное за вопросы безопасности реализуемой (производимой) продукции. Реформирование системы контроля и ответственности за нарушения в области реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Ввести на уровне ЕАЭС нюансы электронной торговли (в т.ч. кросс-бордера) в действующее законодательство по техническому регулированию. Ввести дополнительные требования в национальное законодательство о Техническом регулировании.

2.5.Импорт и дистрибуция ИКТ-оборудования: занижение стоимости при уплате таможенных пошлин и НДС питает серый рынок    

ПРОБЛЕМА

Существенная часть ИКТ-рынка – это импорт и дистрибуция ИКТ-оборудования. Поступления налогов от него растет даже невзирая на общее падение рынка. Чтобы этот сегмент рынка развивался и дальше, необходимо устранить ряд барьеров.

РЕШЕНИЕ

Для предотвращения сползания рынка в серую зону и занижения стоимости товара при уплате НДС необходимо сформировать поправки в законодательство для открытия  баз данных ФТС по импорту ИКТ-оборудования и комплектующих;

Рассмотреть идею введения института уполномоченных импортеров, например, в сегментах готового оборудования; Рассмотреть идею ввести упрощенную процедуру доплаты налогов в случае добровольного признания факта ввоза с занижением таможенной стоимости.

2.6.Импорт комплектующих: пошлины мешают сделать привлекательным производство в России 

ПРОБЛЕМА

При вступлении в WTO Россия планировала присоединиться к соглашению ITA, предусматривающее обнулении таможенных пошлин на комплектующие, компоненты, оборудование для производства ИТ и сами ИТ.
Однако пошлины на ряд позиций до сих пор сохраняются. Проблематично сделать привлекательным производство в России при сохранении пошлин на комплектующие.

РЕШЕНИЕ

Внятно и открыто сформулировать политику присоединения России к ITA.
      
Источник: IOmbudsman.ru