Проекты

Вернуться назад

24.10.2018. РБК. Дискуссия о регулировании рынка криптовалют

24 Октября 2018
24.10.2018. РБК. Дискуссия о регулировании рынка криптовалют
В эфире передача РБК “Деловой день» от 24 октября 2018. Останется ли рынок криптовалют вне законодательного регулирования, или все, что не запрещено, то разрешено. В студии Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен, и Александр Трещев, соучредитель РАКИБ.

- В эфире РБК Деловой День. Мы выбираем для вас самые важные новости и темы, чтобы вы лучше знали и понимали происходящие события. Биткоин, блокчейн, майнинг, ICO, токен – год назад все эти слова звучали привлекательнее, чем нефть или золото. На волне хайпа депутаты Госдумы стали срочно писать законопроект, который регулировал бы новый рынок. Уже в мае Госдума приняла в первом чтении законопроект о цифровых финансовых активах. Предполагалось, что в законопроекте появится их определение, так же, как определение криптовалют и токенов. Также он должен был закрепить новый вид договора, заключаемого в электронной форме – смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. При этом законопроектом прямо устанавливалось, что цифровые финансовые активы не являются законным платежным средством на территории России. Но сейчас рынок криптовалют уже не тот. Первоначальный энтузиазм быстро сошел на нет. Спустя полгода претерпела радикальные изменения позиция законодателей – определение майнинга убрали из законопроекта, соответственно, в документе не прописали возможность его налогообложения. Останется ли рынок криптовалют вне законодательного регулирования, или все, что не запрещено, то разрешено? Обсудим сегодня в студии.

В гостях у нас Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен. Дмитрий, добрый день.

- Добрый день.

- И Александр Трещев, соучредитель Российской Ассоциации Криптоиндустрии и Блокчейна. Александр, здравствуйте. Я вспоминаю примерно, как все это проходило у нас год назад, мы практически каждую неделю, наверное, несколько раз в неделю проводили программы, посвященные принципиально новому явлению, которое возникло на наших глазах, и от которого мы сами была в некотором шоке. Год прошел, прошел и шок, прошел и интерес, не только у нас, но и у депутатов.

КРИПТОВАЛЮТЫ: ГОД ПРОШЕЛ, ХАЙП ПРОШЕЛ

- Насчет шока, наверное, совершенно правильно, то, что должно было случиться, то и произошло – мы пришли в нормальную формацию, и технология стала привычной, по крайней мере, привычной для участников рынка. Я был сказал, что тот хайп, тот скачок, в том числе, курса биткоина, который спровоцировал этот ежедневный и ежечасный интерес, он не очень хорошо отразился на самой технологии, на самом рынке. Сейчас всё пришло в норму, и всё находится в достаточно стабильном состоянии, с минимальными, но достаточными маржинальностями для всех участников процесса, и с достаточно трезвой оценкой ситуации и с подходом к технологии блокчейна и вообще криптовалютам, и к рынку.

РЫНОК ПО-ПРЕЖНЕМУ В ТЕНЕВОЙ ЗОНЕ

- Год прошел, и с точки зрения законодательного регулирования в России тоже ничего не изменилось. Рынок сформировался, рынок как бы есть, а законодательных и регулятивных рамок по-прежнему нет, то есть рынок находится в некоей серой теневой зоне по-прежнему.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ КАК KPI ДЛЯ ДЕПУТАТОВ

- Давайте смотреть правде в глаза. Большинство законопроектов, касающихся АйТи, информационных технологий и интернета, в частности, они носят популистский характер. В целом они никакой пользы для рынка не привносят, чаще привносят такую сумятицу и неразбериху, но зато их легко принимать, никто в этом не разбирается, никто однозначно объяснить не может. Законопроекты – это просто, как KPI [Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности – Прим. ред.] для депутатов, мы их напридумывали столько, мы там что-то отрегулировали, мы что-то создали, а достигли цели и не достигли цели, это никто не анализирует, и потом по шапке депутатам за неправильное законотворчество не дает, они просто принимают еще очередные законы.

- Для того чтобы скорректировать те законы, которые были приняты раньше.

- Да, и всё это формулируется под лозунгом, что так быстро изменяются технологии, мы еле-еле за ними поспеваем, но мы постоянно в тренде. Соответственно, рынок криптовалют и всё, что связано с блокчейном, он чрезмерно быстрый. Если в повседневной жизни у вас проходит год, два, три, пять, и реально технологии достаточно инертны, то криптотематика – это где-то месяц, недели, максимум полгода, когда радикально меняются тренды, и это абсолютно естественное состояние для нового информационного общества и новых информационных коммуникаций.

ЗАКОНОПРОЕКТ О ЦИФРОВЫХ АКТИВАХ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ

- Александр, тем не менее, судя по выступлениям депутатов, профессиональной терминологией они владели вполне, с их уст часто сыпались таки слова как криптовалюты, токены, ICO, цифровые активы. Прошло небольшое время, законопроект был принят в первом чтении. Второе чтение, честно, у меня возникает впечатление, что до него и руки не дойдут. Может быть, с точки зрения участников рынка, как говорит Дмитрий, это и неплохо, не появилось новой головной боли?

- Я считаю также. Я соглашусь с Дмитрием, который сказал о количестве KPI для депутатов. Но я думаю, то, что происходит сегодня – это показывает о том, что это количество переходит в качество, потому что нет смысла принимать законопроект тот, который нельзя контролировать и соблюдать, потому что самая главная сущность и смысл любого закона – это его исполнение. Если принят закон, а он не исполняется, то общество деградирует и относится к этому не очень серьезно. Поэтому здесь я считаю, что это правильное отношение, потому что рынок действительно очень быстро меняется, никто не может дать объяснение термину, что такое майнинг, кроме профессионалов. Званых много, а избранных мало.

Да, за этот период времени, который прошел в течение года, огромное количество халявщиков, которые думали, что это для всех, они отсыпались, и остались профессиональные игроки, которые с этим связывают свое будущее, которые в этом начинают профессионально разбираться, расти, потому что удивительно, не было никаких профессионалов, и у всех были равные возможности. Год назад, чуть больше, мы обратили внимание на несколько компаний, на несколько физлиц, которые стали известны во всем мире. Прошел год, где они? Появляются новые лидеры, новые сущности. Я согласен с тем, что сказали вы – то, что не запрещено в мировой и российской правовой доктрине, разрешено, поэтому надо пользоваться этим и радоваться.

- Я соглашусь, что, может быть, в доктрине оно и так, но в нашей российской реальности это далеко не так. Доктрина и реальность – это не всегда одно и то же.

- Мы поговорим об этом позже.

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ МАЙНИНГА И ВВЕДЕНИИ НОРМ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

- Дмитрий, то что не появится налогообложение майнинга, наверное, на самом деле не так уж и плохо для тех игроков, которые на эти рынке остались. Хотя есть, наверное, такой бронепоезд на запасном пути, для частных майнеров возникла другая проблема – это потенциальное введение социальных норм на потребление электроэнергии. Частный майнинг – это уже как бы мечта, о которой стоит забыть?

- У меня в институте был учитель физики, и он говорил: «Все эти политики – такие странные люди, они так любят использовать физические термины, вообще не понимают их значение – например, степень свободы». Здесь всё ровно то же самое – абсолютно бескомпромиссная борьба с технологическим прогрессом и желание законсервировать нашу страну в том состоянии, которое адекватно понятно тем людям, которые пытаются придумывать законы, оно для меня вообще ни о чем. Нужно просто понимать, что любая цивилизация определяется по количеству энергии, которую потребляет человек в этой цивилизации. Соответственно, нужно как можно быстрее стимулировать и давать возможность людям потреблять энергию и управлять этой энергией. Это говорит только о том, что мы будем развиваться быстрее, вокруг нас мир будет лучше, и условия нашего бытия будут комфортнее.

- Дмитрий, это звучит очень философски, наш бюджет смотрит на то, чтобы количество потребляемой энергии прямо выливалось в количество налогов, которые приходят в наш государственный бюджет.

- Это неправильное утверждение, соответственно, ограничения, с точки зрения домашнего майнинга – это тоже на самом деле бред. Потому что что такое домашний майнинг? Это не что иное, как поддержание транзакционных информационных функций государства самими участниками системы, то есть гражданами государства. Это общественное достояние, это переход, вообще, к общественному консенсусу. Это ровно то, куда движется весь мир. Поэтому ограничивать это, оставаясь в парадигме старого мышления, старой формации – это просто бороться технологическим прогрессом, это путь в никуда. Поэтому к любым законам, которые ограничивают потребление или пытаются как-то ограничить бизнес, связанный с майнингом, в том числе, домашний, не понимая, что такое майнинг, это утопия. Думать нужно о стратегических целях и понимать, как мы их будем достигать, и понимать, как мы будем формировать фазовый переход из одного состояния в другое.

ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЛОКЧЕЙНА, МАЙНИНГА, КРИПТОВАЛЮТ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО

- О стратегических целях чуть-чуть позже. Предлагаю присоединиться к нашей беседе Илье Михееву, автору образовательной программы блокчейн и программирование в Российском экономическом университете имени Плеханова. Илья, добрый день! Слышите ли нас?

- Добрый день.

- Илья, скажите, как вам кажется, отсутствие законодательного регулирования в сфере блокчейна, криптовалют, майнинга, рынка ICO, может быть, это на самом деле не так уж и плохо? Или серая зона – это всегда серая зона, и риски там повышены? Может быть, есть профессионалы, которые хорошо себя в этой воде чувствуют?

ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕПЯТСТВУЕТ ВХОДУ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНОСТРАННЫХ ИГРОКОВ

- Те игроки, которые являются профессионалами сейчас на этом рынке, конечно, им что серая зона, что белая зона, в принципе, без разницы. Серая зона несет сложности для привлечения новых игроков, особенно в отношении иностранных игроков, которые заинтересованы и рассматривают возможность зайти на территорию Российской Федерации, перевести свои вычислительные мощности, но для этого им необходимо, как раз четкое законодательное регулирование. Потому что без этого они не могут определить, сколько они будут терять, какие у них будут потенциальные издержки, и какая будет потенциальная прибыль от перевода на территорию Российской Федерации.

ПОКА У НАС НЕ БУДЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ, К НАМ НЕ ЗАЙДУТ АЗИАТСКИЕ И КИТАЙСКИЕ МАЙНИНГОВЫЕ КОРПОРАЦИИ

Поэтому возникает следующая проблема, которая заключается в том, что пока у нас не будет хоть какого-то регулирования, к нам не зайдут те же азиатские и китайские майнинговые корпорации. В виду того, что на территории России существует определенный энергопрофицит, именного китайским майнинговым корпорациям интересно и выгодно в соответствии с российскими тарифами устанавливать здесь мощности. Если смотреть на это, с точки зрения социально-экономической, то приход новых игроков на российскую территорию влечет создание определенной инфраструктуры, влечет создание новых мест. Если при этом это будет еще и облагаться налогами, то это ведет к пополнению бюджета. Поэтому пока серая зона, то иностранные майнинговые корпорации смотрят больше в сторону иных государств, таких как Канада, например.

ПОКА НЕ БУДЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИГРОКОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ БУДЕТ КРАЙНЕ МАЛО

- Илья, скажите, если все же законодательные рамки на этом рынке по-прежнему будут отсутствовать, либо их введение будет задерживаться, значит ли это, что тот рынок, который сформировался в России, будет рынком одной страны, будет вариться в том соку, в котором он находится сейчас, и приход новых инвесторов и новых денег ожидать не приходится?

- По крайней мере, пока не будет законодательного регулирования, новых профессиональных игроков на рынке российском появится крайне мало. Они могут вырасти из тех, кто занимался частным майнингом, домашним, но приход глобальных крупных корпораций будет затруднен.

- Спасибо большое, Илья.

 ДОЛЖНЫ ЛИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ ПРАВА ДРУГИХ - НЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

- Александр, я хотел бы обратить внимание на то, о чем говорит Илья – приход профессиональных крупных игроков. Тем не менее, хотелось бы понять, рынок криптовалют, сама по себе история с блокчейном – это история для профессионалов? Должны ли на законодательном уровне каким-то образом быть защищены права других, не профессиональных участников рынка или они, в принципе, должны быть отсечены от этого рынка? Либо каждый берет на себя тот риск, который он готов взять, если ты кредитуешься в микрофинансовой организации под то, чтобы купить биткоин, это тогда твоя головная боль?

- В любом случае, для чего принимаются законы? Они призваны не карать, а защищать свое население. Законопроект всегда нужен для одной простой цели – защитить участников рынка, для того чтобы убрать мошенников с рынка, для того чтобы получить, что налогом облагается, и установить правила всем понятные. Я соглашусь в одной части с Ильей, с другой нет. Зачем нам здесь профессиональные участники рынка, которые монополизировали весь рынок? Понятно, что китайцы, я сейчас не знаю, Дмитрий больше знает, наверное, больше владеет цифрами, но какая разница нам, 86% они контролируют рынка или 90%? Зачем они нам нужны? У нас огромное количество здесь есть желающих самостоятельно поработать. Мы не должны сюда никого впускать. У нас есть знания, есть опыт, и я думаю, что любой профессионал подтвердит – у нас огромное количество людей вовлечено во все эти истории, и за границей самые большие драйверы, которые понимают сущность происходящих процессов – это русскоговорящие люди. Поэтому государству нужно научиться самый ценный человеческий ресурс использовать во благо, а не во вред, вытесняя его на другие юрисдикции.

ЭТОТ РЫНОК УНИКАЛЕН ТЕМ, ЧТО СТИРАЮТСЯ ГРАНИЦЫ. СИНГАПУР – ПЕРВАЯ СТРАНА, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТ ПРИНИМАТЬ ЗАКОНЫ НЕ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ГОСУДАРСТВО, А ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ

Плюс этот рынок уникален тем, что стираются границы. Кто может сегодня контролировать мобильные приложения? Никто этого не может сделать. Ты можешь сегодня сидеть здесь, в Сингапуре. Я хочу упомянуть Сингапур – они первая страна, которая начинает принимать законы, не для того чтобы защитить государство, а для того чтобы спустить на уровень потребностей корпораций и людей, как это вначале априори и было задумано тысячу лет назад.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

- Александр, в вашем пафосе я вижу две противоречивые истории. С одной стороны, вы говорите о том, что это глобализация. С другой стороны, вы говорите, что правила этой страны должны быть для тех, кто живет в этой стране или хотя бы родился в этой стране и говорит на языке этой страны.

- Китайцы закрыли для иностранцев и получили монополию, перейдя на электричество. (13:59)

- Пускай китайцы откроют рынок для нас, тогда…

НЕ СТАВ ЛИДЕРАМИ ВНУТРИ, МЫ ВСЕГДА БУДЕМ ПЛЕСТИСЬ И ОБСЛУЖИВАТЬ КОГО-ТО, КАК ДЕЛАЕМ ЭТО С СЫРЬЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

- Дмитрий сказал, что квантовый скачок возможен только тогда, когда информационные технологии совпадают с энергией – вот, что такое квантовый скачок. Поэтому китайцы, с одной стороны, первыми в мире перевели в горизонтальное управление ГЕЙТ Энерджи свой процесс, чтобы позволило им стать лидерами. Поэтому не став лидерами внутри, мы всегда будем плестись и обслуживать кого-то, как делаем это с сырьевой экономикой.

НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТЬЕ: МЫ ДОБЫВАЕМ НЕФТЬ И ПРОДАЕМ ЕЕ ЗА РУБЕЖ. ПРЕДЛАГАЕТСЯ СОЗДАТЬ ЦИФРОВОЕ ПРОКЛЯТЬЕ: ДОБЫВАТЬ ДАННЫЕ И ПРОДАВАТЬ ИХ ЗА РУБЕЖ. КАК ИЗ НЕФТИ МОЖНО СДЕЛАТЬ БЕНЗИН, ТАК ИЗ ДАННЫХ МОЖНО СДЕЛАТЬ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

- Дмитрий, вы что-то хотели прокомментировать из того, что говорил я.

- Да, я хотел сказать, что законы бывают разные. Некоторые законы что-то защищают, некоторые что-то ограничивают. Есть мнение, что вообще законы всегда что-то ограничивают, но по сути своей законы стимулируют, они должны быть стимулирующими. То, что мы обсуждаем по законопроектам о контроле майнинга и налогообложении, это всё то же самое, на чем Россия последние сто лет имеет проблемы. А именно у нас есть нефтяное проклятье, как говорится, мы добываем нефть и продаем ее за рубеж. Теперь предлагается сделать цифровое проклятье, то есть разрешить добывать данные и продавать их за рубеж.

Законопроекты, которые касаются цифровых финансовых активов, нужны только для того, чтобы стимулировать обрабатывающее производство. Точно так же, как из нефти можно делать бензин, а бензин – просто огромный скачок, с точки зрения экономики внутри страны.

ЕСЛИ ВЫ ПРОСТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТЕ ДЕШЕВУЮ ЭНЕРГИЮ КИТАЙСКИМ КОМПАНИЯМ – ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО РАЗРЕШИТЬ ДОБЫВАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ПРОДАВАТЬ ИХ. ЛИБО ВЫ СТИМУЛИРУЕТЕ ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ДЕЛАЕТЕ ВОЗМОЖНЫМ ПОДДЕРЖАНИЕ ТРАНЗАКЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ВСЕГО МИРА, ТО ЕСТЬ ФАКТИЧЕСКИ ПРОДАЕТЕ ЦИФРОВОЙ БЕНЗИН. В ЭТОМ СМЫСЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. НАДО БЫТЬ ПОЛНЫМ ИДИОТОМ, ЧТОБЫ ОБСУЖДАТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЙНИНГА

- Для обычного потребителя криптовалюта не интересна сама по себе.

- В том-то и дело, что если вы просто предоставляете какую-то дешевую энергию китайским компаниям, и даже если вы их облагаете и получаете какую-то ренту – это всё то же самое, что разрешить добывать полезные ископаемые и продавать их, облагая акцизом. Это одно и то же. Либо вы стимулируете цифровую экономику и делаете возможным поддержание транзакционных сервисов для всего мира, то есть фактически продаете цифровой бензин, в этом смысл законодательства. Не понимать этого – это просто такие глобальные банальные ошибки. Я вообще не понимаю, как можно обсуждать какое-то налогообложение майнинга, это надо быть полным идиотом, чтобы это обсуждать.

ИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА ВЫЧЕРКНУЛИ МАЙНИНГ И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ. ТЕПЕРЬ ТАМ ФИГУРИРУЮТ НЕКИЕ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА

- Когда пришли к первому чтению, это была идея, как я люблю говорить, так себе. Ко второму чтению майнинг вычеркнули из законопроекта, и идея стала ничего.

- Оттуда вычеркнули и цифровые финансовые активы. Теперь там у нас фигурируют некие цифровые права, которые вообще непонятно, что есть что.

ОТСУТСТВИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ И КРИПТОВАЛЮТ – БЛАГО ИЛИ ПРОБЛЕМА. ОТСУТСТВИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЙНИНГА КАК ПОЗИТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. РЕГУЛЯТОР СМОТРИТ НА ЭТОТ РЫНОК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРОВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ (СЕКЬЮРИТИ ТОКЕНЫ)

- К нашему разговору присоединяется Яков Баринский – основатель и генеральный директор криптоинвестицинной компании Хеш (18:12 нрзб). Яков, добрый день! Слышите ли нас?

- Добрый день, да.

- Яков, как вам кажется, отсутствие регулирования рынка цифровых активов и криптовалют в России – это благо для этого рынка сейчас либо является проблемой? Мнения гостей в какой-то части расходятся.

- Добрый день. Я бы разделил на несколько частей. На мой взгляд, отсутствие налогообложения майнинга – это, безусловно, позитивная часть законодательства или его отсутствие.

- Наверное, весь бизнес может сказать, что отсутствие налогообложения чего-либо – это всегда позитивно, но не всем это удается.

- Совершенно верно. Майнинг, на него можно смотреть как на налоговые каникулы для малого бизнеса, потому что надо дать этой индустрии встать на ноги, для того чтобы дальше смотреть, что с ней делать. Если говорить про непосредственно законопроект о цифровых активах и недавнее высказывание господина Аксакова, то из него можно сделать вывод, что регулятор смотрит на этот рынок, с точки зрения защиты инвесторов, в первую очередь. С учетом рынка ICO прошлого года, мы полностью согласны с тем, что нужно, смотреть, с точки зрения защиты инвесторов, поэтому те небольшие первые подходы, которые регулятором применяются, а именно, исходя из комментариев господина Аксакова планируется делать так называемые секьюрити токены, что означает права на либо акции акционерных компаний, либо ООО. Наверное, это первый шаг правильный, для того чтобы защитить инвестора. В этом смысле, мы на это смотрим абсолютно позитивно.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫТЕСНИТЬ ДОЛЛАР ИЗ ОБОРОТА? ВОЗМОЖНОСТЬ УЙТИ ИЗ-ПОД САНКЦИЙ?

- Большое спасибо, Яков. Александр, тем не менее, Яков говорит о том, что в этом законопроекте есть некие позитивные зерна, но если посмотреть шире выступление депутатов Государственной Думы, то там легализация цифровых активов воспринимается, с моей точки зрения, я назвал бы ее несколько странной. Некоторые считают, что использование криптовалют позволит вытеснить доллар из оборота, в том числе, между государствами. Другие говорят о том, что это возможность уйти из-под санкций. Как вам кажется, они возлагают не слишком много надежд на эту историю?

- Конечно, надежда умирает последней, поэтому вне всякого сомнения. Как сегодня многим корпорациям государственным осуществлять сделки, когда банк находится под санкциями и производитель танков или какого-либо другого оборудования находится под санкциями? Как им продать за границу? Они делают это. Ввозят сегодня наличными эти деньги.

- Я с трудом представляю ICO Уралвагонзавода либо цифровые активы…

- Танк, купленный за наличные, это прекрасно.

СМАРТ-КОНТРАКТЫ И БЛОКЧЕЙН – ВОТ ЧТО УСТРАНЯЕТ С РЫНКА ПОСРЕДНИКОВ

- Я поэтому и говорю, что возлагается надежда и ищется способ, потому что слишком много транзакционных издержек по дороге происходит, без чего мы не можем действовать. Я бы тоже этот законопроект не рассматривал критически, мне нравится. Дмитрий не воспринимает понятие «цифровые права», но я считаю, когда вводится термин смарт-контракта, блокчейна – это две самые главные сущности, которые имеют перспективу на будущее. Ни 3D-принтеры, ни роботы, ни криптовалюта, а именно блокчейн и смарт-контракты – вот, кто устраняет с рынка посредников, и то, что будет драйверить на многие десятилетия и развивать экономику. Поэтому самые две главные сущности определены. Да, говорить о том, что нет законодательного определения – это и хорошо, и плохо, и все зависит от того, с какой стороны ты смотришь. С точки зрения инвесторов…

РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ. ЕСЛИ СПЕШИТЬ, МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ТАК, ЧТО РЯД НАШИХ ЗАКОНОВ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО ФОРМУЛИРУЮТСЯ

- Александр, вы определенно протагонист этой темы. Дмитрий, если посмотреть на эту историю с другой стороны, может быть, наши законодатели и правы, в том смысле, что не хотят спешить. Мы знаем, что позиция ФАТФа, организации, которая занимается отмыванием, в отношении криповалют достаточно настороженная. Первые рекомендации появятся, была информация несколько дней назад, может быть, к лету, а миссия ФАТФ должна приехать в Россию к марту. Если рекомендации появятся до марта, то они будут имплементированы в российское законодательство, и может оказаться так, что ряд наших законов не соответствует тем рекомендациям, которые еще только формулируются. Тот рынок, на который Александр надеется, если рекомендации окажутся очень жесткими, может исчезнуть еще до того, как появился.

НУЖНО ПЕРЕХОДИТЬ К СОВЕРШЕННО ИНОЙ ТЕМАТИКЕ, КОГДА ПРАВОВЫМИ ПОЛЕМ СТАНОВИТСЯ САМА ДОВЕРЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА – НАЗОВЕМ ЕЕ УСЛОВНО «БЛОКЧЕЙН». ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ БЛОКЧЕЙН, КОТОРЫЙ ПОНЯТЕН ГОСУДАРСТВУ, В КОТОРОМ ЕСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ, ТО ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ АБСОЛЮТНО ПРОЗРАЧНУЮ СИСТЕМУ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

- Все может быть, но Александр абсолютно прав. Мы говорим о том, что нужно переходить к совершенно иной тематике, когда правовыми полем становится сама доверенная технологическая среда – назовем ее утрированно блокчейн. Если у вас есть блокчейн, который осознан и понятен государству, в котором есть идентификация и абсолютно четкое понимание участников, то вы получаете абсолютно прозрачную систему, в том числе, с точки зрения отмывания каких-то преступных доходов. Может быть, даже наоборот, радикально более прозрачную, чем безналичные платежи, и уже тем более, чем наличные платежи в любой валюте, в долларе, в рубле, в евро, не имеет значения.

ИЗМЕНЕНИЯ КАСАЮТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМОГО ОБЩЕСТВА, ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ОБЩЕСТВА. КОНКУРИРУЮТ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ И ПЛОСКОСТНАЯ СИСТЕМЫ. ПЕРЕХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ ФАЗОВЫМ

Изменения эти касаются в первую очередь самого общества, самих отношений внутри общества, и здесь мы наблюдаем такую странную картинку, когда конкурируют две абсолютно различные системы – иерархическая и, соответственно, плоскостная. Эти переходы не могут быть плавными, это просто физически невозможно. Они могут быть только фазовыми.

- То есть через некий слом?

КРИПТОДЕНЬГИ НУЖНЫ НОВОЙ СИСТЕМЕ, В КОТОРУЮ МЫ ПОПАДАЕМ. КРИПТОДЕНЬГИ НУЖНЫ РОБОТАМ. ТОКЕНИЗАЦИЯ

- Конечно. Мы с вами всегда живем в упрощении, в глобальном упрощении, человек так устроен. И деньги – это упрощённая система криптоденег. Криптоденьги людям в обычной жизни не нужны, это утопия, что они необходимы. Но криптоденьги нужны той новой системе, в которую мы с вами попадаем – в систему дополненной реальности, которая окружена роботами. Можно по-другому сказать: криптоденьги нужны роботам, потому что в отличие, как секьюрити токен или не секьюрити токен – это полная ерунда, потому что акция дает вам возможность получить доход от предприятия, это опять система упрощения, а токенизация дает вам возможность получить на доход от вклада в систему или от кусочка добавленной стоимости внутри товара или услуги.

- С токенизацией есть определенная проблема. Пока немногие смогли получить доход.

- Это совершенно разные вещи.

- Последние обзоры, которые я видел, говорили о том, что 80% токенов, которые были выпущены за последние полтора года торгуются дешевле, чем в момент продажи.

- Это нормальное явление, так и будет. Всплески ажиотажа, всплески, когда это обратно откатывается, опять же человек живет страхами и надеждами.

- Людям надо дать поторговать тюльпанами, чтобы они стали понимать, что из них делают букеты, прежде всего?

ПОКА НЕТ У ЛЮДЕЙ ПОНЯТИЯ, КРОМЕ КАК КУДА-ТО ЗАРЫЛИ ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ, И ГДЕ-ТО ВЫРОСЛО – ЭТО ВОСПРИЯТИЕ КРИПТОРЫНКА, МАЙНИНГА И ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО. НО ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ВСЁ УПИРАЕТСЯ В ЭНЕРГИЮ, А В ЭНЕРГИИ ЕСТЬ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ

- Естественно. Пока нет у людей понятия, кроме как куда-то зарыли пять золотых, и где-то выросло – это восприятие крипторынка, майнинга и всего остального. Но чудес не бывает, потому что всё упирается в энергию, а в энергии есть закон сохранения энергии.

ЯПОНИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ВЫПУСКА CОБСТВЕННОЙ КРИПТОВАЛЮТЫ. РЕГУЛЯТОРЫ КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИК ПРОЯВЛЯЮТ ИЗРЯДНУЮ ДОЛЮ ОСТОРОЖНОСТИ

- В Японии или в Соединенных Штатах, скажем прямо, не дураки сидят, тем не менее, японский Центробанк – Япония одна из первых пыталась реализовать криптовалюты – отказался от выпуска собственной криптовалюты. В Соединенных Штатах есть определенные проблемы с тем, чтобы выйти криптовалютам на рынок профессиональных инвесторов. Фонды ЕTF там до сих пор, к сожалению, не легализованы. Мы видим, что регуляторы крупнейших экономик проявляют изрядную долю осторожности. В этом смысле, может быть, прав и российский регулятор, который относится с определённой подозрительностью к новому явлению?

АМЕРИКАНЦЫ ИСХОДЯТ ИЗ ТОГО, ЧТО НЕ НАДО ПРИНИМАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАКОНОВ, НУЖНО ТОЛЬКО ДАТЬ КАЖДОЙ НОВОЙ СУЩНОСТИ ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВСТАВИТЬ ЕЕ В РАМКИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЗАКОНОВ

- Я всегда выражал мнение, что российские депутаты слишком много принимают законов. Есть нормы, которые регулируют различные правоотношения, и нагромождать поверх них еще какие-то вещи, упирающиеся в частный вопрос, это всегда переизбыток излишний и вреден для закона. Американцы, правильно исходят из того, что не надо принимать большое количество законов, есть те нормативные акты, которые уже регулируют, нужно только правильно дать каждой новой сущности правильное определение и вставить ее в рамки существующих правоотношений и законов, которые приняты. И они так делают. Я хочу сказать, что буквально две недели назад в Америке вдруг, несмотря на эту осторожность, сейчас происходит легализация криптовалют, они вовлекают их в свой рынок, и не боятся этого делать. Они взяли паузу, посмотрели, что происходит, и поняли, что эта неотвратимая сущность, которая наступает на рынок, без нее невозможно. Банки сделали свои блокчейны, не афишируя это, и тоже понимают. Поэтому никто не хочет закрывать глаза перед миром меняющихся условий, когда вертикаль меняется на горизонталь, когда посредники вычленяются.

ВОЛНА ИНТЕРЕСА К МИРУ КРИПТОВАЛЮТ И МАЙНИНГА ПОСТЕПЕННО СПАДАЕТ, ОТНОШЕНИЕ К ЦИФРОВЫМ АКТИВАМ СТАЛО БОЛЕЕ ВЗВЕШЕННЫМ И ОСТОРОЖНЫМ. ВРЯД ЛИ СТОИТ ЖДАТЬ ИХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ. КРИПТОРЫНОК ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ СО ВСЕМИ ПРИСУЩИМИ РИСКАМИ. ЗАМЕНИТЬ ДОЛЛАР КРИПТОВАЛЮТАМИ ВРЯД ЛИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПОЛУЧИТСЯ

- Александр, время нашей программы подошло к концу. Большое спасибо, Александр Трещев и Дмитрий Мариничев. Волна интереса к миру криптовалют и майнинга постепенно спадает, отношение к цифровым активам стало более взвешенным и осторожным, как мы видим. Вряд ли стоит ждать их легализации в России в ближайшее время. Крипторынок по-прежнему остается в тени со всеми присущими рисками. Заменить доллар криптовалютами вряд ли в ближайшее время получится. Это Деловой День. Мы анализируем ключевые события и важнейшие тенденции.

 



Источник: РБК ТВ