СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. В стране хронически закрепилась сырьевая модель экономики. Большой запас природных ресурсов власть использует для того, чтобы воспроизводить себя, убивая конкуренцию, блокируя образование независимого капитала и формирование гражданского общества. В результате возникает зашкаливающее неравенство и невозможность развития.
КОРРУПЦИЯ. В стране возникла парадоксальная ситуация, когда коррупционеры остаются безнаказанными, а предпринимательство уничтожается как класс рейдерскими захватами бизнеса со стороны банков, посадками в тюрьму, непродуманными убивающими бизнес законами и чудовищной правоприменительной практикой.
УНИЧТОЖЕНИЕ БИЗНЕСА. Сотни тысяч конкретных сломанных судеб предпринимателей в результате судебных процессов – это не только вопрос защиты прав предпринимателей, но и вопрос тотального уничтожения бизнеса в стране, и это требует кардинального пересмотра.
УТРАТА ТЕХНОЛОГИЙ. Утрачены технологии, нарастает технологические отставание от других стран.
ПОТЕРЯ ГЕНОФОНДА. Потеря генофонда – это проблема создания условий для благополучия российских семей, таких как доступное жилье, возможности карьерного роста и развития для родителей, качественное образование и перспективы достойного заработка для следующих поколений.
ОТСУТСТВИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ЭЛИТЫ. Идеи, господствующие в нынешней элите, несовместимы с модернизацией: общий горизонт планирования — «до завтра», цель — выполнить поручение сверху (у тех, кто во власти) или заработать сегодня и сохранить за границей (у тех, кто в бизнесе).
УТЕЧКА МОЗГОВ. Новое поколение массово уезжает за рубеж. Мы теряем по несколько десятков тысяч молодых людей в год. Причем уезжающие - это именно те, кто могли бы составить либеральную элиту нашего общества.
Цифровая трансформация меняет мир.
В ближайшие десять лет дома станут умными, вещи начнут печатать на 3D-принтере, нам запретят управлять автомобилем (это будет делать искусственный интеллект), виртуальная реальность станет неотличимой от реального мира, миллиарды вещей научатся взаимодействовать друг с другом различными способами.
Нарастает разрыв между технологиями с одной стороны, и людьми, бизнесом и государством – с другой стороны.
Драйверы изменений – биотехнологии, 3D-печать, искусственный интеллект, робототехника, краудсорсинг, интернет вещей, новые источники энергии, Big Data, мобильный интернет, облачные технологии.
К 2020 году развитие технологий сократит во всем мире количество рабочих мест на пять миллионов.
Отрасли экономики меняют свой облик. Автоматизация затронет 30-45% рабочих мест. В отраслях старые бизнес-модели вытесняются новыми: C2C, C2B, Freemium, подписка). Во все отрасли постепенно проникают глобальные решения (Uber, Airbnb и т.д.), при этом их использование имеет локальную специфику.
Компании тоже меняют свой облик и становятся другими. Успех бизнеса все больше зависит от использования данных (Data Driven Management). Происходит цифровизация продуктов и услуг. Отношения с клиентом строятся через цифровые каналы. Отношения с сотрудниками строятся по-новому.
Труд как экономическая категория становится другим и приобретает новый смысл. Формы организации труда становятся более гибкими. Компаниям необходимо учиться взаимодействовать с удаленными сотрудниками, используя онлайн-платформы.
Меняется социальная структура общества. Важнейшее место в ней занимают профессионалы – новая техническая интеллигенция. Компетенции STEM становятся жизненно важными и необходимыми большинству населения. Нацеленность на результат, постоянное обучение, умение работать в эпистемических сообществах становятся условиями успешной карьеры и формируют новый жизнеспособный пассионарный класс – основу нового общества.
Цифровая экономика сталкивается с целым рядом серьезных вызовов. В первую очередь это нехватка кадров. Для успешного развития только ИТ-отрасли сегодня нужны 400-500 тысяч специалистов. Необходимо найти ответ и на такие вызовы, как необходимость обеспечить на должном уровне безопасность данных, инфраструктуры, граждан, необходимость обновить законодательство, преодолеть цифровой феодализм и др.
Нарастающее отставание от других стран можно и нужно остановить.
Россия должна оставить в прошлом сырьевую модель как основу своей экономики. Выходом из ловушки природного изобилия углеводородов является диверсифицированная либеральная экономика и диверсифицированный капитал.
Модернизация несовместима с командно-административным управлением и структурно-клановым подходом.
Люди и культура – ключевой фактор успеха цифровой трансформации.
Для решения проблемы коррупции не нужно изобретать колесо, достаточно изучить и применить опыт стран, где жесткое законодательство обеспечивает мощную антикоррупционную профилактику. Проблема произвола чиновников и коррупции должна решаться методами, которые доказали свою эффективность в мировой практике. Параллельно следует создать инфраструктуру институтов и законодательство для противодействия силам, которые будут закреплять существующие негативные практики коррупции и уничтожения бизнеса.
Для решения проблемы развития бизнеса и экономики следует обратиться к мировому опыту постановки соответствующих целей, создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования. Нужно отказаться от популистских лозунгов и детально разработать экономическую программу.
Чтобы отказаться от паразитической модели экономики, необходимо развивать институты конкуренции и правоприменения как фундамент модернизации и трансформации.
Необходимо разработать систему гарантий и защиты тех, кто взял на себя риск долгосрочных проектов.
Несмотря на утрату технологий, Россия имеет природные ресурсы и человеческий капитал, чтобы стать одним из мировых центров развития и использования новых технологий в условиях перехода всего мира к новому технологическому укладу.
Школе необходимо дать все необходимые ресурсы для привлечения и удержания сильных и творческих преподавателей.
В современном мире технологии сами по себе не являются драйвером развития. Современная Россия, действительно, «тянет» на промышленном, инфраструктурном наследии СССР. Технология, изобретенная в Новой Зеландии, может за короткое время прийти в Гренландию. Технология, изобретенная в США, может через два дня использоваться в Китае. Вопрос в том, есть ли у вас среда для использования этих технологий. Там, где такая среда есть, они используются, а если нет, значит, нет.
Сегодня любой серьезный продукт — это комбинация технологий из многих стран. Но для производства нужны условия – инвестиционная среда, маркетинг, конкуренция и т.д.
При производстве высокотехнологичной продукции могут быть использованы технологии со всего света, продукты и российских программистов, и израильских инженеров.
Необходим честный диалог с обществом о работе и налогах. Необходимо убедить общество отказаться от иждивенческой модели и прекратить просить у власти милостыню, будь то грош или миллиард. Для создания диверсифицированной экономики обществу придется много работать, платить высокие налоги и соблюдать законы. В демократической стране налоги будут выше, чем сейчас. Высокие налоги — это плата за то, что у нас демократическая страна и в ней можно хорошо жить.
Демократия –это не власть большинства, а власть всех.
При сохранении политической несвободы Россия будет увеличивать свое отставание. При сохранении политической несвободы Россия продолжит увеличивать свое отставание и от уровня высокоразвитых государств, и от среднемирового уровня.
Мобильность труда может привести к тому, что Россия безвозвратно утратит лучших специалистов — или же к созданию влиятельной российской диаспоры, которая даст новый толчок инновационному росту на своей исторической родине.
Мобильность капитала может как изолировать, так и включить стартапы России в мировые рынки капитала.
Мобильность вещей может как окончательно отрезать Россию от новой реиндустриализации, так и дать нашей стране шанс стать новым индустриальным центром для всего мира.
Мобильность образования может как необратимо провинциализировать российское высшее образование, так и открыть перед жителями России возможности нового глобального образования.
МЫ БУДЕМ В ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ РАБОТАТЬ НАД ЗАДАЧАМИ РОСТА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.
МЫ ПЕРЕЙДЕМ ОТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В РОССИИ УНИКАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С УЧЕТОМ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА
Импортозамещение – это вынужденная догоняющая стратегия. Мы пытаемся локализовать у себя сборку импортного оборудования, которым привыкли пользоваться, а теперь теряем к нему доступ. Задачу импортозамещения необходимо переосмыслить с учетом понимания ее сути, которая сводится к привлечению в Россию сборочных производств. Ошибочно конкурировать с Китаем как лидером по технологиям сборки, с учетом демографии, предопределяющей более низкую себестоимость сборки в Китае. Необходимо дополнить задачу импортозамещения другой задачей – развития в России уникальных компетенций, которые обеспечат ей конкурентоспособность на мировом рынке.
Мы начнем с создания специализированных кафедр в пяти-семи российских инженерных вузах и приглашения туда авторитетных профессоров из ведущих технологических университетов мира для подготовки конструкторов ИТ, архитекторов сложных систем. Вокруг каждого из таких ученых сложится круг из пяти-десяти учеников, так что через пять лет мы получим 70 специалистов, обладающих сложным специфическим знанием и способных к постановке перспективных задач. А еще через пять лет их будет уже тысяча. При условии, что для всех остальных жителей страны владение знаниями в области информационных технологий станет таким же обязательным, как владение русским языком, этого количества людей, способных осознавать технологические вызовы и выявлять потребности в новых продуктах, на первых порах будет достаточно. Таким образом, мы сможем конкурировать на уровне идей и их реализации. Где будет находиться производственно-сборочный цикл, не имеет значения, - важно, чтобы процесс НИОКР, самый капиталоемкий, требующий и человеческих, и финансовых ресурсов, и процесс сервисного обслуживания находились в наших руках.
МЫ РАЗРАБОТАЕМ ПАКЕТ ИНИЦИАТИВ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА НА ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В модернизации экономики страны решающая роль принадлежит законодательству. Поэтому следует разработать пакет законодательных инициатив, направленных на развитие в стране спроса на инновации, стимулирование инновационной деятельности, создание в стране привлекательных условий и возможностей реализовывать свой потенциал для людей, создающих инновации. Законодательство должно обеспечить условия для того, чтобы высококвалифицированные талантливые специалисты ехали в Россию создавать и внедрять здесь высокотехнологичные инновации, чтобы центр силы сместился в нашу сторону.
МЫ СКОНЦЕНТРИРУЕМ УСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ
Государство должно учитывать такие социальные последствия инноваций, как вытеснение низкоквалифицированного человеческого труда, и сконцентрировать силы на задаче развития интеллектуального потенциала человеческих ресурсов страны. При этом следует делать ставку на массовое фундаментальное образование и развитие глубинных компетенций, позволяющих не только внедрять и использовать чужие, но и создавать собственные технологические инновации.
МЫ БУДЕМ СЛЕДОВАТЬ КУРСУ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0
Сейчас на наших глазах формируется следующий этап научно-технического прогресса, четвертая промышленная революция – Индустрия 4.0. За последние н
есколько лет во всем мире этот термин стал основой политики передовых стран в сфере инноваций и исследования технологий. На данный момент концепция Индустрии 4.0 используется в самых разнообразных областях производства, в том числе для решения глобальных проблем экологии, перенаселения, энергосбережения и урбанизации. Мы будем развивать в стране все компоненты Индустрии 4.0: интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение и робототехника, облачные вычисления, Big Data, аддитивное производство, кибербезопасность, интеграционные системы, моделирование, дополненная реальность.
МЫ БУДЕМ СТИМУЛИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ФОРМИРОВАНИЮ ВОКРУГ НИХ ЭКОСИСТЕМ
Приоритеты развития ИТ-технологий следует искать в централизации ресурсов и мощностей. Необходимо уделить особое внимание всему, что скрывается за словом «облака» и соответственно связано с централизацией вычислительных ресурсов и мощностей. Это очень важный тренд, который сильно влияет на развитие информационных технологий, поскольку сейчас все производственные и сервисные процессы становятся программно определяемыми на основе облачных технологий. Это открывает перед нашими софтверными компаниями новые горизонты, и мы поддержим их в создании соответствующих информационных систем нового поколения – цифровых платформ и связанных с ними экосистем.
МЫ БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПЕРЕХОД ОТ ОЦИФРОВАННОЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Необходимо видеть разницу между цифровой и оцифрованной экономикой. Оцифровка классических отраслей — всего лишь локальное улучшение показателей эффективности и управленческой отчетности. Мир меняется. Мир, который был устроен по принципу централизованного управления на протяжении столетий, становится децентрализованным, потому что пришли новые технологии. Технологическое цунами, которое надвигается на экономику и общество – это новый мега-тренд, который созревает в глубинах интернета, – децентрализованные сети. Этот тренд разорвет и трансформирует большое количество привычных бизнес-моделей, заставит пересмотреть традиционную государственную бюрократическую систему, институты посредничества, социальные структуры, банки, биржи, системы электронного голосования и т.д. Мы вступаем в новую эру сетевой экономики. И готовиться нужно именно к ней. Оцифровка классических отраслей - это всего лишь локальное улучшение. Самые успешные инновации за последние несколько лет были не технологическими. Это были инновации в области бизнес-моделей и моделей социального устройства, основанных на применении средств ИКТ. Многочисленные примеры успеха платформ показывают, что революцию производят не сами платформы, а новые бизнес-модели взаимодействия спроса и предложения. Это стало возможным только потому, что существует сеть, технологический посредник и электронные устройства у клиентов и поставщиков услуг, способные коммуницировать между собой.
МЫ ОБЕСПЕЧИМ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТРАНСГРАНИЧНОМУ ТРАНСФЕРУ ТЕХНОЛОГИЙ
Трансграничный трансфер технологий должен быть нацелен на системную работу по привлечению на нашу территорию технологий путем создания здесь для них привлекательных условий коммерциализации. У нас в стране до недавнего времени не было проектного центра, который думал бы на тему закупок технологий системно, включая разработку стратегии, механизмов ее реализации, законодательной поддержки. Мы будем системно решать задачу трансграничного технологического трансфера – локализации технологий на территории России, заключения лицензионных соглашений и создания совместных производств с последующей их коммерциализацией. Необходимым условием решения этой задачи является комплексный подход и оценка потенциала технологий.
МЫ СОЗДАДИМ В СТРАНЕ ЦИФРОВОЙ ХАБ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ
России следуем экспортировать не нефть, а вычислительные мощности для майнинга. Для этого у нас все есть. Везде в мире многое базируется на разработках российских инженеров и программистов. В России дешевая электроэнергия и холодный климат, необходимые для майнинга. Вместо нефти и газа мы должны продавать не электричество, а производительность вычислительных машин.
МЫ СОЗДАДИМ ЦИФРОВОЙ КОДЕКС, КОТОРЫЙ РЕШИТ ПРОБЛЕМУ РАЗРЫВА МЕЖДУ НАСТУПАЮЩИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И РЕТРОГРАДНЫМ ПРАВОВЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ
Имеется серьезная проблема разрыва между реалиями наступающих технологий, которые меняют многое в экономике и в жизни, и неготовности имеющегося законодательства максимизировать возможности и минимизировать риски развития постоянно развивающихся новых технологий. В связи с этой проблемой необходимо разработать Цифровой Кодекс, который должен комплексно отразить технологические реалии сегодняшнего дня, такие как использование в экономике и бизнесе разнообразных интернет-сервисов на базе технологий геолокации, дополненной и виртуальной реальности, интернета вещей и многих других. Он должен также отразить текущую и будущую ситуацию, когда мы контактируем с огромным количеством находящихся в других юрисдикциях субъектов, объектов, законов. При этом он должен предусматривать перспективу дальнейшего развития этих и появление новых технологий и сервисов, и учитывать уроки текущей ситуации, когда эти новые реалии вступают в противоречие с законодательством, которое соответствовало предыдущему технологическому укладу.
МЫ СДЕЛАЕМ РОССИЮ ТЕРРИТОРИЕЙ КОМФОРТА ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ
Мы создадим условия для успешного развития российских технологических компаний. Мы будем стимулировать отечественных разработчиков оборудования и программного обеспечения, не путем защиты их от зарубежных конкурентов, а напротив, путем поддержки их амбиции на мировом рынке. Стимулирование отрасли должно быть направлено на то, чтобы новые разработки, их патентование были полностью привязаны к нашей стране, а для этого вся Россия должна стать зоной комфорта для разработчиков. Сейчас государству следует формировать законодательную базу, соответствующую реалиям цифровой экономики – применению беспилотных летательных аппаратов и автомобилей, распространению блокчейн-технологий и т.д. – чтобы быть первыми. Тот, кто придумает правила дорожного движения для таких автомобилей, тот и привлечет к себе большую часть инженерных компаний, которые их разрабатывают.
Есть мнение, что, ограничив рынок и перераспределив заказы в пользу отечественных компаний, можно помочь им крепче встать на ноги и получить дополнительную прибыль, из которой они в дальнейшем будут финансировать свои разработки новых продуктов. Однако успех такого подхода вызывает сомнения. Никакое ограничение рынка не приносит дополнительных инвестиций. Правильней будет, напротив, привлекать в страну со всего мира людей, создающих прорывные технологии. А для этого необходимо сформировать и закрепить в законодательстве такие условия, которые были бы таким людям выгодны, гарантировали бы сохранение инвестиций и экономические преференции.
Раздел в разработке
Раздел в разработке
МЫ СДЕЛАЕМ БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ РЕСУРСОМ И РЫЧАГОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Доступ к Big Data должен регулироваться законодательно. На законодательном уровне нужно дать разъяснения, кто что в Big Data может делать, кому это можно передать, кто что должен в них анализировать. Вопросы регулирования касаются и обезличивания, и анализа, и передачи данных, и возможности работы и разработки алгоритмов по работе с Big Data.
МЫ ВСТРЕТИМ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИХОДА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Надвигающаяся технологическая волна будет иметь социальные последствия, которые несут в себе огромный разрушительный потенциал в виде массового сокращения рабочих мест и массовой безработицы. Также как когда-то станки и моторы заменили простой физический труд, так и сегодня электронные устройства, и сети заменяют простой умственный труд. Поэтому параллельно стимулированию проектов новой технологической волны необходимо работать с социальными последствиями прихода новых технологий. Уже сейчас необходимо разрабатывать программу, которая решит эту социальную проблему и обратит кризис в возможность.
Необходимо обеспечить все условия для формирования и развития нового человека, привлекательности для него жизни именно здесь в нашей стране, работы и свободного взаимодействия со всем миром.