Медиа

Вернуться назад

Интернет-омбудсмен предупредил о сложностях введения «налога на Google»

4 Марта 2021
Интернет-омбудсмен предупредил о сложностях введения «налога на Google»
В России планируют взимать дополнительную плату с транснациональных гигантов IT-сферы, использующих персональные данные россиян для контекстной рекламы. Полученные средства должны пойти на развитие отечественных IT-компаний. С необходимостью защищать интересы национального бизнеса в IT-сфере стакиваются почти все государства, однако квазиналог и вмешательство в конкурентную среду может в перспективе принести больше вреда, чем пользы, предупредил в эфире «Радио 1» интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

«Это не налог в чистом виде и речь идёт не о налогообложении конкретных компаний, скорее о перераспределении средств внутри отрасли от естественных информационных монополистов к российским компаниям. Эта проблематика носит международный характер: так или иначе правительства разных стран сталкиваются с проблемой, как найти управу на транснациональных информационных гигантов. Один из потенциально возможных вариантов, грубо говоря: отобрать часть дохода у Google, Facebook и аналогичных гигантов и перераспределили его в пользу отечественных компаний, которые работают в этом же сегменте. Фактически, государство хочет стимулировать IT-сферу, но делать это за счёт снижения налогов возможности нет», – сказал Мариничев.

При этом важнейшей задачей становится выбор российских компаний, претендующих на дополнительную поддержку.

«Определение круга игроков – это архисложная задача, потому что, стабилизируя этот рынок, мы вторгаемся в него и деформируем конкурентную среду, изменяем её. И это плохо для государства, потому что можно проглядеть рождение новых игроков, новых компаний, основанных совершенно на иных технологиях, которые будут конкурировать с нынешними монстрами, но не будут получать этого обеспеченного государством финансирования. Этого тоже допустить нельзя. Поэтому вопрос перераспределения средств не такой простой», – пояснил интернет-омбудсмен.

 Он добавил, что в современных условиях не так легко даже очертить круг IT-компаний.

«Сложность также в том, что сегодня к IT-отрасли можно отнести любую отрасль, например, автомобилестроение, СМИ и прочее. И здесь государству нужно задумываться о совсем ином формате взаимодействия со всё экосистемой IT-бизнеса. Проблематика гораздо глубже и серьёзнее, и надо более ответственно подходить и к регуляторике, и к налогообложению, и к осознанию того, что именно мы будем облагать. Скоро в нашу жизнь войдут государственные цифровые деньги – и рубль, и доллар, и юань. И там возникнет совершенно иная задача и по налогообложению, и по цепочке добавленной стоимости, и по взаимодействую контрагентов, минуя национальные центробанки. Там совсем другие вызовы. И вопрос надо ставить об этом. Не о банальном новом налоге, а о формировании нового отношения государства с экосистемой и налогообложении в этой экосистеме», – подчеркнул Мариничев.

Он также не исключил, что по итогам обсуждения в России просто введут налог на транснациональных IT-гигантов, но выразил сомнение, что эта мера принесёт какую-то пользу.
Источник: Радио 1