Медиа

Вернуться назад

12.04.2023. РБК. Об электронном военном учете

12 Апреля 2023
12.04.2023. РБК. Об электронном военном учете 12.04.2023. РБК. Об электронном военном учете 11 апреля 2023 ГосДума приняла в третьем окончательном чтении закон, который предполагает создание единого военного реестра военнообязанных и вводит электронные повестки. Такое новшество на цифровом фронте. Сегодня начинают появляться комментарии, поскольку масса вопросов.

[12:55 – 18:36]

Ведущий: Дмитрий Мариничев с нами на связи, Представитель Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей в сфере интернета. Дмитрий, мы начали сейчас говорить о сохранении персональных данных, о повсеместной цифровизации. Как Вы, как специалист, относитесь к централизации данных, к созданию мегахранилищ? Ведь по сути дела в стране создают единое мощное мегахранилище. ..

Дмитрий Мариничев: Проблемы с точки зрения информационной безопасности уже есть. И проблемы использования обществом информации. Мы до конца еще пока не понимаем, как это делать, и не знаем. Но. Это все будет, этот тренд не остановить. Мы почему-то очень ревностно относимся к тому, что делает государство, но достаточно лояльно относимся к тому, что делают коммерческие структуры. Те же социальные сети, мессенджеры. Мы, не задумываясь, оставляем там гораздо больше информации, которая крайне чувствительна, чем в государственной системе. А насчет централизации – хороший вопрос. Конечно, я не являются сторонником централизованных систем хранения, и в том числе и государственных. Хоть я и понимаю, что это гораздо дешевле, удобнее, быстрее, надежнее в некоторых местах с точки зрения обработки информации, но на самом деле ненадежны с точки зрения репликации и сохранности. Конечно, нужно менять вообще сами подходы по обработке информации, хранению, доступу, разрешению доступа, контроля со стороны субъекта, который владеет информацией. Но это за собой влечет глобальные изменения вообще в социально-экономическом укладе общества, в структурах в том числе государственного управления, государственной власти. Поэтому переход, ну наверное, сродни государственного устройства. Как Наполеон в свое время проводил, переводя из средневекового в какой-то современный вид государственную модель. Вот цифровизация – она приводит ровно к тому же. Что нужно поменять государственные устои. И в первую очередь изменить отношение самих граждан к государственной модели и к тому, как они обращаются, и понимание того, как она хранится. Здесь мы опять будем упираться в образование населения, в понимание граждан того, что они делают, где оставляют, как это все работает, где хранится, используется и так далее. Я лично, будучи технологическим адептом, не вижу ничего страшного в тотальном хранении информации в приватном таком цифровом ДНК. И хочу забежать вперед и сказать, что люди научатся это использовать. Они научатся жить в цифровом шуме. Цифровой шум гораздо лучше, чем частная локальная цифровая приватность.

Ведущий: Дмитрий, я тоже не против цифровизации. Но иногда создается ощущение, что маркетплейсы, порталы, - там приблизительно так звучит: «Если ты с нами не поделишься определенной информацией о себе, ты не получишь определенную услугу.» Создается ощущение, что государство тоже так делает. Условно говоря, если ты не раскрываешь полностью информацию о себе, абсолютно всю – о доходах, о семье, о местонахождении и т.д., - ты не получишь то-то и то-то. Вот не кажется ли Вам, что это несколько нарушает права человека?

Дмитрий Мариничев: Это идет вразрез, тотально вразрез. И, естественно, государство ведет себя как слон в посудной лавке, оно берет практики коммерческие, пытается их заимствовать, но делает это с учетом своих возможностей. В том числе и возможности применения насилия по отношению к гражданину, заставляя его исполнять то или иное свое нововведение. Вы абсолютно правы. И, конечно же, все современные государства пытаются реплицировать модель контроля гражданского общества, и быть неким тотальным информационным администратором. Это ведет к цифровой клетке, это может даже привести, извините меня, к цифровому фашизму, причем в абсолютно любой стране. Вот для того, чтобы этого не происходило, конечно, нужно, чтобы в наших головах были и прорастали семена централизованных распределенных систем, когда равноправные субъекты хранят информацию рассеянно, децентрализованно. И отправляют ее в нужные системы по своему волеизъявлению, под своим контролем. Но тогда и государственные сервисы должны преобразоваться. Они уже не являются функцией государственной, как мы сейчас привыкли рассуждать, что государственные услуги – это сервис. И тогда эти услуги начинают формироваться как некий общественный консенсус.
Источник: РБК. ДЕНЬ. Выпуск от 12.04.2023, часть 3