На сложную работу требуются непростые люди за нелёгкие деньги
31 Октября 2017
В «Ведомостях» опубликован обзор доклада международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG)
«Россия 2025: от кадров к талантам». Суть исследования в том, что при переходе от экономики ресурсов к экономике знаний происходит перераспределение трудовых ресурсов в область интеллектуальной деятельности, меняется кадровый спрос и одновременно реформируется образовательная система, чтобы все процессы происходили слаженно и непрерывно, желательно в заданном аналитиками темпе.
Что происходит на самом деле? На самом деле, есть госсектор и предприятия с явным технологическим отставанием, которые тем не менее дают рабочие места – они не готовы платить высококвалифицированным специалистам. А есть высокотехнологичные компании, где мало рабочих мест – у них нехватка квалифицированных кадров, но большой конкурс среди стажеров. И есть образовательная система, которая нацелена на массовость – они выпускают поток на базе старой методологической программы. С некоторыми нововведениями, но достаточно незначительными на фоне основного объема знаний. Плюс к тому - ничтожно малый процент конкурсных бюджетных мест и практически отсутствующий конкурс на платное обучение. На этом фоне вопрос о дополнительном образовании вообще кажется второстепенным, хотя это, в общем, не так. Совершенно очевидно, что государство без помощи частных инвестиций с этой проблемой не справится. Но отсутствие условий для развития частных предприятий - а под отсутствием условий мы прежде всего понимаем отсутствие гарантий, лояльной и стабильной законодательной базы - заставляет государственную систему принимать на себя все новые обязательства, все шире охватывать различные сферы, делая в результате чисто символические вложения и создавая видимость работы вместо реальных реформ. Только четкое разделение зон ответственности может изменить ситуацию. К счастью, цифровая эпоха сделала возможными быстрые изменения в любой системе, но сама система должна иметь нормальную структуру и не пытаться контролировать все одновременно.