О текущем регулировании интернет-отрасли

Вернуться назад

Некоторые соображения в связи с проектом приказа Минсвязи о требованиях к ОРИ

26 Июля 2018
Некоторые соображения в связи с проектом приказа Минсвязи о требованиях к ОРИ Некоторые соображения в связи с проектом приказа Минсвязи о требованиях к ОРИ
Идет серия обсуждений проекта приказа Минкомсвязи России о требованиях к организаторам распространения информации (ОРИ). Мнение Д.Н.Мариничева:

ЭТА ЗАТЕЯ - ПОЛНАЯ ЧУШЬ, ПОДХОД ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

Вся эта затея полная чушь. Потому что это подход вчерашнего дня. Как мы будем подходить к тому же Яндексу, когда он перейдет полностью на нейронную сеть. У него не будет вообще в классическом варианте хранения информации как хранения каких-то байтов. И кто предъявит им какие требования, если до сегодняшнего момента все люди, все технические специалисты, которые используют нейросети, умеют этим пользоваться, но никто не знает, как это работает. Вот просто с точки зрения математики и самой структуры работоспособности этих вычислительных средств. Что там хранит, в каком виде хранит. Никогда никто не сможет их заставить хранить нейросеть. Вы из нее ничего не будете иметь. Потому что нейросеть живет только в моменте, пока она живет, в моменте самообучающейся электронной цифровой системы.

ВОПРОС НАДО СТАВИТЬ ПО-ДРУГОМУ: ФОРМАЛИЗОВЫВАТЬ НЕ ТИПЫ ХРАНЕНИЯ И ЧТО ХРАНИТЬ, А ПРИНЦИПЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Поэтому вопрос надо ставить по-другому - что коллегам из ФСБ нужно, что они хотят от них получить. То есть нужно формализовывать не типы хранения, и что хранить, а именно принципы получения необходимой информации и ответа от ОРИ предоставления в сроки этой информации. Конечно, они смогут предоставить, потому что это их хлеб. Они хранят все. И никогда ничего не сотрут, это их конкурентное преимущество. И если надо про конкретного человека – что он чем-то пользовался, какими-то сервисами. Они сами сделают, и у них будут минимальные косты, минимальные затраты.

СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОМПАНИЙ, СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ – ЭТО НЕ НУЖНО БУДЕТ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЯМ. ОНИ ПРОСТО СМЕНЯТ ЮРИСДИКЦИЮ

Что, что кто хочет получить? С точки зрения развития цифровой экономики вот это все, что обсуждается сейчас, - это бессмысленная чушь, которая приводит к ограничению возможной конкуренции. Создание новых компаний, создание новых цифровых механизмов – это не нужно будет в таких условиях Яндексу. Он свалит спокойно в заграничное турне, и будет предоставлять сервисы оттуда. Тем более что рынок не такой большой. Вот в чем прикол.

ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО В ЭПОХУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛОКОМОТИВОВ ПИСАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ СЕНА ДЛЯ ЛОШАДЕЙ И УГЛЯ, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ВОЗИТЬ С СОБОЙ

Поэтому все, что в проекте приказа написали, это, конечно, все прекрасно, но только до ближайшего дня, когда появится нейросеть. Это точно так же как, когда у нас появились электрические локомотивы, которые бегают по железной дороге, пытаться нарисовать требования по количеству сена для лошадей и угля, который необходимо возить с собой. Вот мы сейчас обсуждаем именно это. В тот момент, когда уже все путешествуют электрифицированным малым транспортом. Поэтому в том виде, в котором документ написан, его, конечно же, применять ни в коем разе невозможно, никак невозможно.

НАДО НЕ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИИ К ОРИ, А УПРАВЛЯТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧТО МЫ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ

Дублировать информационные системы, конечно, недопустимо. Поэтому я бы хотел, чтобы было четкое понимание, что нам нужно вернуться к принципам, а не к кармическим задачам. И управлять надо принципами. Не предъявлять претензии к ОРИ, а управлять относительно того, что мы хотим получить. И согласовывать вот в таком формате механизм. У нас есть, например, законодательство относительно хранения логинов и IP-адресов, - они эти требования и так выполняют.

Надо же понимать, что все ОРИ законопослушные и понимают, что речь идет о безопасности себя и своих детей, и они однозначно помогут и ФСБ в подаче любой информации, которая способна предотвратить и раскрыть преступление. Это нормальный гражданский долг. абсолютно нормально, и отказываться глупо.

ЕСЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЦИФРОВЫМ РАЗВИТИЕМ - ТО НУЖНО ПОДХОДИТЬ СО СТОРОНЫ ПРИНЦИПОВ. И ОБСУЖДАТЬ СПИСОК ТОГО, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БИЗНЕСУ БЫЛО КОМФОРТНО НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ СТРАНЫ

Если Министерство занимается цифровым развитием (развитием!), то нужно подходить со стороны принципов. А то, что в принципе надо обсуждать, это список того, чтобы компаниям было комфортно внутри страны. Чтобы они понимали, что они делают, и принимали с точки зрения законодательства, что их могут попросить что-то предоставить. Как они будут это делать – они сами это сделают. И это не будет большой нагрузкой. А то, что сейчас, не то что даже запредельная нагрузка, - это запредельные риски. Дальше нужно понимать, что как только эти риски будут появляться, а они уже появляются, то капитализация интернет-компаний упадет сильно, что я просто не вижу смысла в российской юрисдикции оставаться для компаний цифровой экономики.

НЕ НАДО ПЕРЕВОДИТЬ ФОКУС ВНИМАНИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНОЙ ЗАДАЧИ НА НЕНУЖНУЮ, НО ШОКИРУЮЩУЮ

Пока сейчас идут споры… Анекдот. Подходит кто-то к товарищу Сталину с вопросом. Тот посмотрел-посмотрел и отвечает: «Знаете, вот что нужно сделать: первое – посадить миллион человек, пять миллионов расстрелять, и Кремль перекрасить в другой цвет. – А Кремль-то зачем перекрашивать? – По первому пункту возражений нет.» Вот мы сейчас обсуждаем ровно то же самое.