Проекты

Вернуться назад

Изменит ли блокчейн транспортную отрасль

15 Марта 2018
Изменит ли блокчейн транспортную отрасль
Международная Ассоциация Логистического Бизнеса (МАЛБИ) при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и ТПП РФ, совместно Ассоциацией «Цифровая эра транспорта» и АО «Трансконтейнер» провели Международный Форум по цифровой логистике и блокчейн-системам на сети международных транспортных коридоров. Форум состоялся 15 марта 2018 года в Москве. Д.Н.Мариничев принял участие в мероприятии МАЛБИ и поделился своими мыслями о будущем использования технологии блокчейн в транспортной отрасли.

ИЗМЕНИТ ЛИ БЛОКЧЕЙН ТРАНСПОРТНУЮ ОТРАСЛЬ

Да, наверное, я должен был бы сейчас вам вещать о том, как блокчейн изменит всю транспортную отрасль и насколько наступит счастье, и что это такая волшебная палочка, с помощью которой мы улетим в космос вместе со всеми контейнерами. Но я вам этого говорить не буду. Я вам скажу совершенно обратное: вам блокчейн вообще не поможет, он вам не нужен.

ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ И ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО И СНИЗИТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ. БЛОКЧЕЙН ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

Транспортные системы бывают разные, ровно точно так же, как бывают разные базы данных. Блокчейн – это всего лишь одна из форм базы данных. Она радикально отличается от централизованной базы данных, к которой мы привыкли, которой мы управляем, которые делает та же уважаемая компания (01:00) Но нужно отдавать себе отчет и не путать два явления, ради которых вы здесь собрались. Первое – это непосредственно транспортная сеть и те цифровые механизмы, которые позволят вам улучшить качество, снизить себестоимость. И здесь никакой блокчейн вам точно не нужен.

Транспортные сети бывают разные, не мне вам рассказывать, это любые перевозки, к которым вы привыкли. Но самая простая транспортная сеть, которую можно повторить и в оффлайновом режиме – это, конечно же, сеть интернет. Она ничем не отличается от РЖД, она ничем не отличается от пароходиков, которые возят контейнеры, там точно такая же пакетная коммутация, когда что-то запаковывается в контейнер, и этот контейнер из одной точки летит в другую точку через огромное количество сетей, которые передают этот контейнер без изменений. Обыкновенная оптоволоконная сеть и не оптоволоконная, медь, и не только медь, в виде витой пары, и вай-фай каналы – это все то же самое, что море, земля, воздух. Смысл в том, что вы какую-то информацию или какой-то товар из одной точки передаете в другую, пакетируя этот сигнал. В разных вагончиках могут ехать разные запчасти для какого-то двигателя, и собраться где-то в Москве, где из него сделают реактивный самолет.

Что мешает в транспорте применить все те технологии, которые работают на сегодняшний день на сетях? Ничего не мешает, вы можете это повторить на щелчок, и вы получите автоматизированную цифровую систему транспортную со всеми вытекающими. Вы можете мерить и прохождение, и качество услуг – все, что угодно, это будет все то же самое. Но мы обсуждаем с вами блокчейн. Как я уже сказал, блокчейн здесь ни при чем.

БЛОКЧЕЙН НЕОБХОДИМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ПАРАДИГМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ СИСТЕМЫ

Блокчейн необходим для того, чтобы изменить парадигму социально-экономических отношений внутри системы. Это технология, которая на поверку важна только тем, что она людям дала возможность осознать, как можно жить по-другому.

ТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ НЕ ТРЕБУЕТ БЛОКЧЕЙНА

Лет 6 назад моя компания занималась разработкой автоматизированной системы подачи таможенных деклараций при пересечении товарами воздушного транспорта, соответственно, государственной границы. Обычное декларирование по сути своей. В чем смысл? Мы тогда реализовали этот продукт, он работает, наверное, и до сих пор работает, я уже не слежу за ним, но мне и тогда было смешно, и сейчас смешно. Проблема в государствах, я вам отвечу на этот вопрос, почему, потому что все государства являются иерархическими, и бухгалтерский учет у нас идет по дебету и кредиту, каждая организация его ведет отдельно, и после этого сбивает, и платит налоги. Из-за этого мы имеем огромное количество ограничений, законов, управлений и тому подобное.

БЛОКЧЕЙН ПОДРАЗУМЕВАЕТ ДОВЕРЕННУЮ СРЕДУ, КОГДА В ДОВЕРЕННОЙ СРЕДЕ ВСЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССОВ РАВНЫ

Блокчейн, как технология, подразумевает доверенную среду, когда в доверенной среде все участники процессов равны.

ТЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРОЖНЯКА НЕ ТРЕБУЕТ БЛОКЧЕЙНА

Сегодня затрагивалась тема порожняка. Сложная она или не сложная? С точки зрения автоматизации она вообще не сложная. Она ничем не отличается от того, что делает компания Убер и Яндекс. Но это компании опять же централизованные.

БЛОКЧЕЙН НА ТРАНСПОРТЕ СФОРМИРУЕТ ЭКОСИСТЕМУ, КОТОРАЯ НЕ ВЫГОДНА НИ ГОСУДАРСТВУ, НИ КРУПНОМУ БИЗНЕСУ

Если вы берете реализацию решений по взаимодействию в транспортной сети на базе блокчейна, то вы формируете экосистему, где есть собственники чего-либо, есть заказчики и есть исполнители. И все они вносят данные в одной единой доверенной среде. В этом смысл блокчейна. Вопрос будет автоматически напрашиваться: а где здесь государство? Его здесь нет. Потому что это общественный договор.

БЛОКЧЕЙН ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОПЛАТУ КРИПТОВАЛЮТОЙ ЗА КАЖДУЮ ЗАПИСЬ В БАЗУ ДАННЫХ

Для того, чтобы вам вообще было понятно это волшебное слово блокчейн, и что блокчейн из себя представляет, вы должны четко удерживать в голове одну простую мысль. Есть база данных, в которую нужно записать что-то, чтобы записать что-то, вы должны иметь ценность, которую эта база данных принимает в качестве оплаты за организацию этой записи.

ОПЛАТА ЗАПИСИ В БЛОКЧЕЙН АНАЛОГИЧНА УПЛАТЕ НАЛОГОВ ГОСУДАРСТВУ

То есть, другими словами, блокчейн база данных требует с вас либо биткоин, либо эфир, либо еще какую-то криптовалюту, неважно, как назвать эту ценность, это вообще не имеет значения, вы должны заплатить этой базе данных этой ценностью, чтобы туда что-то прописать. И эта ценность автоматически становится важной ценностью для людей, точно так же, как для людей является ценностью рубль, доллар, евро, потому что им нужна эта монета, нужна эта купюра только для того, чтобы заплатить налоги государству, и больше ничего другого.

БЛОКЧЕЙН СТАВИТ ПОД СОМНЕНИЕ НАЛИЧИЕ РЕГУЛЯТОРИКИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Нужно однозначно отдавать себе отчет в том, что технологии, основанные на общественном консенсусе, ставят под сомнение наличие регуляторики со стороны государства, которое является эксклюзивным бенефициаром с точки зрения получения дохода от тех или иных услуг, в том числе транспортных. Просто транспорт он очень привычен для нас, для людей, мы выросли с этим транспортом, не более того.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ИМЕЕТ НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ЕЕ СЛОЖНОСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ СНИЗУ ДВИГАТЬСЯ В СТОРОНУ БЛОКЧЕЙНА. НО СВЕРХУ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА БУДЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Изменения, которые в социально-экономическом укладе всех стран мира без исключения происходят, они происходят в то же время из-за того, что транспортная система имеет наднациональный характер, вы сами об этом сказали. Именно сложность коммуникаций приводит к тому, что блокчейн начинает будоражить вашу отрасль изнутри и заставляет вас двигаться в эту сторону. Но сопротивление по его внедрению, как ни странно, вы будете получать со стороны как раз государственного управления, а не со стороны внедрения этого снизу.

ВНЕДРЕНИЕ БЛОКЧЕЙНА В РЖД АБСОЛЮТНО БЕССМЫСЛЕННО

Внедрение блокчейна на РЖД, как в локальной компании, абсолютно бессмысленно, оно ему не нужно. Потому что централизованная база данных, которая позволяет оцифровать услуги сервиса, контроль качества, прохождение грузов, намного дешевле и эффективнее. И сделать это – это всего лишь задача отдела информационных технологий или департамента, я не знаю, как правильно называется, компании РЖД – это вопрос желания, и не более того.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОРОЖНЯКА – ЭТО БИРЖА. БЛОКЧЕЙН ЗДЕСЬ НЕ НУЖЕН

Что такое порожняк? Порожняк – это всего лишь навсего определение количества собственников самих вагонов, исполнителей, которые таскают эти паровозики, и свободного доступа на самих сетях, то есть на железной дороге. По сути своей это чистой воды биржа. Ее организовать вообще на щелчок. Биржа с точки зрения ИТ ничего из себя сегодня не представляет. Цена реализации 20.000 долларов. Вы можете купить готовое решение. Вопрос применимости этой технологии 100%, даже думать не следует об этом.

ВАЖЕН ВОПРОС: КТО БУДЕТ ТЕРЯТЬ, А КТО ПРИОБРЕТАТЬ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я бы хотел, чтобы вы задавали себе вопрос и пытались двигаться вперед именно с ним: кто будет терять, а кто приобретать от внедрения высоких технологий?

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ «ЯНДЕКС.ТАКСИ»: КТО ЛИШЕНЕЦ, А КТО ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ

Посмотрите на Яндекс.Такси, уже всем известный пример - это тот же транспорт. Кто является основным выгодоприобретателем от внедрения технологии по размещению автоматического заказа? Конечно, скажем, мы – пассажиры, цена перевозок упала, наверное, в разы, если быть честными. У нас уже студенты и школьники на такси ездят, у нас бабушки в булочную на такси ездят, потому что это даже дешевле, чем ездить на общественном транспорте. Кто потерял от этого? Потому что всегда, когда есть плюс, есть минус, баланс энергии никуда не девается. Кто потерял? Ответьте мне на этот вопрос.

- Таксисты. Бомбилы.

Таксисты не потеряли. Таксисты обеспечены равномерным заказом, у них стало больше работы, но они гарантированно получают доход, и они не задумываются о прожигании бензина, путешествии по улицам, опять же тому же транзитному проезду порожняком. У них этого нет. Поэтому цена снизилась. Они ничего не потеряли. Большая часть таксистов любят Яндекс.Такси и Убер, хотя и ругают его. Знаете, кто потерял? Ответить на этот вопрос с первого раза не получится. Потеряли мелкие собственники таксомоторных парков, потому что технологии выдавливают посреднические структуры. И блокчейн будет выдавливать посреднические структуры. И, знаете, кто стоит под угрозой? Та же компания (09:50) стоит под угрозой выдавливания с рынка и замены путем общественного консенсуса, который дает возможность организации именно на блокчейн технологиях. Поэтому говорить о том уважаемым компаниям логистам, что нам нужен блокчейн, нам нужна вот эта автоматизация, может только сумасшедший, потому что они сами пилят сук, на котором сидят. Говорить об этом можно, только если вы пытаетесь получить позицию рынка, близкую к монополии.

ВНЕДРЕНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ: КТО ТЕРЯЕТ, И КТО ПРИОБРЕТАЕТ

Как я уже говорил, транспортные системы бывают разные. Самая известная транспортная система – это платежная, например, Виза, МастерКард, Амекс – это тоже транспортные системы, ничем не отличающиеся от РЖД, практически естественные монополии. И сейчас даже технологии блокчейн, но в сфере цифровизации именно платежных схем переноса ценности, ставит под угрозу факт их существования.

БЛОКЧЕЙН – ЭТО РАСКРЕПОЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

Думать нужно всегда именно об этом. И единственное, что я вам хочу сказать, что технология блокчейн – это изменение социально-экономического уклада в обществе. Это раскрепощение и освобождение субъектов экономики, которые вступают во взаимодействие с другими субъектами. Но эту технологию нельзя рассматривать, как волшебную палочку, с точки зрения применимости в отдельно взятой отрасли.