Проекты

Вернуться назад

О регулировании блокчейн: точки выбора

3 Июля 2017
О регулировании блокчейн: точки выбора О регулировании блокчейн: точки выбора

Ситуация


Криптовалюты существуют и активно развиваются. Каждый год в мире происходит удвоение числа пользователей крипто-кошельков. На сегодня их количество оценивается более 40 миллионов. Майнинг – физическая основа технологии блокчейн - находится в руках КНР, а большая часть узлов сети в США. В результате именно эти две страны могут влиять на развитие блокчейн и мировую цифровую экономику будущего.
В настоящее время финтехкомпании активно развиваются в таких странах, как Англия, Гонконг, Нидерланды, США, Швейцария, но все они работают на блокчейнах, которые поддерживаются майнерами, физически расположенными в Китае, России, Америке, Исландии, Грузии, Австралии. В Китае находится половина мировой мощности майнинга. Она распределена между тремя крупными китайскими пулами, четвертое место занимает пул Американской компании BitFury — одного из первых производителей майнинговых чипов. Китайские власти благоволят майнингу на своей территории, понимая, какую огромную экономическую и политическую выгоду это дает стране.
Особое распространение майнинговые фермы получили на севере Китая - благодаря экспортируемой из России дешевой электроэнергии.
Основными потребителями новой технологии являются страны запада.

Риски

Сейчас в силу политических причин российские майнеры работают в пулах Китая.

Принимая во внимание, что фактический технический контроль над блокчейном сегодня сосредоточен в руках США и Китая, можно сделать вывод, что РФ рискует в ближайшем будущем потерять контроль управления своей собственной цифровой экономикой. И как следствие свой суверенитет.

В то время, когда Россия лишь определяет свое отношение к криптовалютам и блокчейну, в руках китайских властей оказался «рубильник», способный «выключить» в один момент сеть финансового мира будущего. 

Возможности

Россия - более благоприятная страна для майнинга, поскольку у нас холодный климат плюс недорогая энергия. При легализации и быстром формировании этой отрасли Россия очень скоро потеснит Китай, а ее пулы не позволят власти КНР влиять на криптоэкономику, работающую на открытых блокчейнах.

Развитие новой отрасли позволит России экспортировать результаты компьютерных вычислений, а не только энергоносители и энергию. Фактически криптовалюты - это новая цифровая нефть. У России, благодаря её расположению, прохладному климату и дешевой энергии уникальные возможности стать основным поставщиком вычислительных ресурсов для мировой электронной (цифровой) экономики.

Что делать

Необходимо в кратчайшие срок создать условия для работы российских пулов (1-2), которые бы могли противостоять китайским. При легализации этого бизнеса, Россия очень скоро потеснит Китай, а ее пулы не позволят власти КНР влиять на криптоэкономику, работающую на открытых блокчейнах.

Целесообразно создание криптовалютных бирж в Крыму, а также законодательно разрешить гражданам РФ, проживающим в Крыму обмен криптовалют на Российские рубли. Это позволит организовать свободное движение международных капиталов в Крыму без возможности какого-либо ограничения со стороны правительств других стран.

Если поставить государство во главе развития блокчейн в стране, то тогда можно будет оптимально для государства использовать преимущества этой технологии. И наоборот: если этого не сделать, то этим воспользуются террористы или силы, которые специализируются на экспорте цветных революций.

Политикам следует признать влияние цифрового кодекса на финансовую систему, а также на цифровую экономику страны в целом, и сделать его частью системы регулирования.
 

Какие сложности придется преодолеть

Нужно продумать контрмеры против разрушительного потенциала инновации

Как и любые радикальные инновации, технологии распределенных реестров открывают возможности действующим игрокам, и создают угрозы для тех, кто не сможет совладать с ними. Блокчейн - это разрушительная инновация для иерархических систем управления, к которым относятся и государственные органы управления. В условиях распространения распределенных реестров все контролирующие структуры могут потерять роль доверенного посредника. Любая иерархическая структура может оказаться лишней. Более того, правительства могут потерять управление над национальными экономиками и валютными системами. Все эти угрозы серьезно осложняют легализацию блокчейн-технологий. 

Необходимо двойное регулирование – правовое и техническое

Сами по себе системы распределенного реестра (блокчейн) могут функционировать без правовых норм, они регулируются исключительно их собственным техническим кодом. Не существует никаких постановлений или иных правовых документов, подтверждающих эти правила, и людей, которые бы обеспечивали их соблюдение. Правила, которым каждый участник должен следовать, определены и применяются только при помощи технического программного кода. Каждый участник в сети применяет одно и то же или схожее программное обеспечение, которое определяет, какие виды операций допустимы. Например, программное обеспечение Биткойн позволяет участникам расходовать только те средства, в отношении которых участники могут доказать свое право владения, применив криптографический ключ. Программное обеспечение Биткойн также регулирует выпуск новой валюты и устанавливает абсолютный лимит на размер денежного пула. Для того, чтобы не допустить изменения копий кода участниками и выпуска транзакций не по правилам, каждая транзакция должна быть подтверждена перед включением в реестр.

Но современная Финансовая система - одновременно совокупность юридических обязательств между учреждениями и совокупность электронных записей этих обязательств. Правовая и цифровая сферы регулируются разными правилами. Регулировать новые технологии исключительно правовым кодексом (новыми законами и распоряжениями) невозможно. Требуется создание цифрового (технического) кодекса, действующего в тандеме с правовым кодексом.

При этом регулировать биткойн с помощью правового кодекса сложно, поскольку в управляющем сообществе системы нет ни одного юридического лица.

Ещё более сложно получить контроль над тем, какое программное обеспечение людям разрешено устанавливать на своих компьютерах.

Именно поэтому попытки регулировать Биткойн посредством правового кодекса до сих пор сосредоточивались на регулировании тех видов бизнеса, которые имеют дело с Биткойн, например, сервисов обмена валют и обслуживания кошельков. Хорошо известный пример регулирования Биткойн с помощью правового кодекса - это BitLicense, которую разработал Департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк для компаний, которые предоставляют услуги цифровых операций жителям Нью-Йорка. Интересен и пример Китая, попытавшегося в начале этого года ужесточить политику по отношению к криптовалютным биржам страны ознаменовалось оттоком ликвидности из Китая на торговые площадки других стран, а также на P2P-платформы.

Несмотря на все трудности, китайцы активно изучают возможности правового регулирования биткойн и искать компромиссы. Так, на этой неделе Чжоу Сюдун заявил: «Регулятор продолжит сохранять щадящее отношение к криптовалютным биржам. Однако, несмотря на это, он вынужден ввести черный список для тех бирж, в работе которых будут выявлены нарушения. К ним будут применены более жесткие меры». В комментарии изданию Caixin Чжоу Сюдун также признал, что китайскому государству трудно контролировать биткоин в силу таких его свойств, как анонимность, глобальное распространение и отсутствие компании-эмитента. По его словам, НБК продолжит изучать особенности криптовалют, а также займется выработкой правил регулирования бирж на национальном уровне, включая выдачу лицензий на ведение деятельности.

Заключение

Таким образом, Россия сейчас находится перед лицом серьезного выбора: легализовать или не легализовать блокчейн. С одной стороны - не признавать блокчейн означает не просто упустить возможность выйти в лидеры-экспортеры цифровых ресурсов, которые Россия имеет благодаря дешевой электроэнергии и особенностям климата. Это означает еще и огромный риск в ближайшем будущем потерять управление собственной цифровой экономикой и впоследствии суверенитет страны. С другой стороны – признать блокчейн означает оказаться перед внутренней угрозой потери государственного контроля над экономикой и разрушения устоявшихся структур. Единственное здравое решение в сложившейся ситуации - принять на себя ответственность и разработать необходимое регулирование для снятия рисков и использования возможностей.