Праймериз

Вернуться назад

О вызовах и стратегии перехода страны к цифровой экономике

3 Июля 2017
О вызовах и стратегии перехода страны к цифровой экономике О вызовах и стратегии перехода страны к цифровой экономике

Выступление Д.Мариничева на 8м съезде Партии Роста

17.06.2017

За последние 3 года мы очень много ломали копья относительно тех законопроектов, которые вошли в нашу жизнь и начали регулировать бизнес. Мы с Вами работаем в разных отраслях, и во всех отраслях картина примерно одинаковая.

Что происходит


Что происходит с бизнесом в стране? У нас всего 4,5 млн. предпринимателей, из них 30% так или иначе попали под уголовное преследование. О какой предпринимательской деятельности при такой статистике на территории Российской Федерации можно вообще вести речь? В ближайшее время нам скорее всего придется бороться не за права предпринимателей, а за право предпринимать.

Уничтожаются рынки. То, что происходит с точки зрения законодательных инициатив, - убийство рынка в чистом виде. Бизнес на сегодняшний день начинает обслуживать интересы государства, и рынки для бизнеса в России перестают существовать. Нам с вами нужно очень-очень сильно уделить этому внимание. Нужно говорить, стучать во все колокола, в набаты, потому что в противном случае конкуренцию на мировом уровне мы однозначно проиграем.

Уничтожается конкуренция. Все, что в последнее время происходит – это ограничение конкуренции.

И это происходит на фоне того, что никакой добавочной стоимости не создается. Мы пока занимаемся перераспределением благ, которые получаем от продажи энергоресурсов. У нас на сегодняшний день государство ни коим образом не заинтересовано в добавочной стоимости, которая формируется на территории нашей страны. Социальное напряжение нарастает и будет нарастать, потому что невозможно изменить отношение общества к той среде, которая не создает добавочную стоимость.

Не так давно президент подписал указ о цифровом обществе. Три года назад я бы просто был счастлив, потому что большая часть тех задач, которые мы очень хотели, чтобы вошли в нашу жизнь, - в этом указе отражены. Однако указ о цифровом обществе подразумевает увеличение доли государства и предоставление цифровых услуг государства населению и бизнесу со стороны государства. То есть это абсолютный клинч, абсолютное противоречие. В результате указ о цифровом обществе превращается в указ об обществе оцифрованном. Это совершенно разные вещи. Цифровое общество означает изменение технологического уклада, появление новых бизнес-моделей и новых бизнесов, которые создают цифровые платформы и формируют новые экосистемы бизнеса, - и, что самое главное, - в результате все это в разы эффективнее для экономики в целом. В то время как весь мир движется вперед в этом направлении технологического скачка, мы занимаемся оцифровкой старых бизнес-процессов. При этом государство берет на себя в этом процессе ведущую роль и постепенно вытесняет бизнес. Чем больше государство занимается цифрой, тем меньше бизнеса в нашем государстве. То, с какой скоростью государство приходит в цифровые технологии, говорит и о том, с какой скоростью оно монополизирует рынок. Те же самые кассовые аппараты – это не что иное, как централизованное облачное решение со стороны государства, со стороны налоговой. Почему это не передают бизнесу, мне не совсем понятно. Почему современные законы формируют нагрузку для бизнеса, мне тоже непонятно. Мы никогда не получим ничего хорошего, если будем следовать предоставлению со стороны государства сервиса в цифровом виде. С другой стороны – идет наступление на бизнес. У нас сейчас все центры связи просто ноют относительно того, что происходит с точки зрения законодательных инициатив. Опять же весь трафик ложится на операторов связи, по тем же кассовым аппаратам, они не знают, как это все сейчас делать. Пакет Яровой, вообще буду молчать, потому что там просто убийство рынка в чистом виде.

Что нужно понимать

Расскажу немного о высоких технологиях и что нас ждет. Весь мир входит в цифровую эпоху. В цифровом мире вы делаете бизнес либо на весь мир и потребители у вас весь мир, либо не делаете его вообще. Все остальное называется ограничением конкуренции и предоставлением эксклюзивных условий ограниченному кругу лиц. Другими словами, это позволяет торговать какому-то небольшому количеству компаний на территории Российской Федерации для обслуживания интересов потребителей, живущих на территории Российской Федерации. Это касается сегодня вообще в принципе всех сервисов, особенно ИТ сервисов. Это и законопроекты о регуляторике онлайн кинотеатров, которые были, и новостных агрегаторов, и вообще все, что в последнее время происходит – это ограничение конкуренции. В цифровом мире так не работает. Так вот, что нас ждет, если мы войдем в цифровую эпоху с законами, которые по факту работают на ограничение конкуренции? - Мы однозначно скатимся в какое-то средневековое государство, которое живет на ренте и перераспределяет социальные блага.

Я думаю, что у нас есть шанс, конечно же, выправить ситуацию.

Все самые высокие вещи, которые произведены в мире, - в них везде присутствуют российские корни. Везде, во всех компаниях, находящихся сейчас в Китае, в Соединенных Штатах Америки, в Швейцарии, везде выходцы из бывших стран СНГ присутствуют в бенефициарах и в тех людях… это те люди, которые создали эту индустрию. Весь хайп, который происходит в мире по этому поводу, по сути своей он происходит вокруг наших бывших сограждан. И остается вопрос открытым, почему там можно вести бизнес, а здесь нельзя.

Не в производстве лежит доходная часть сегодняшнего мира, а она лежит в разработке, в НИОКРе, и в том проектном решении, которое позволяет эту деталь произвести. И здесь у России есть шанс создать законодательство, которое сделает страну привлекательной для разработчиков. Необходимо остановить и обратить вспять тенденцию утечки мозгов из страны. Это реальный и очень перспективный проект.

У России есть и другие уникальные особенности, которые дают огромное преимущество именно для развития цифровой экономики. Это относительно дешевая электроэнергия, и относительно холодный климат. Весь компьютинг – это прежде всего вычислительная инфраструктура, то есть ИТ-оборудование, которое вырабатывает большое количество тепла, и которое нужно охлаждать с помощью потребляющего большое количество электроэнергии климатического оборудования. Почему страны Скандинавии, Ирландия привлекают на свою территорию вычислительные центры таких компаний как Google и многих других крупнейших мировых гигантов? Потому что там холодный климат, который позволяет им экономить много денег на охлаждении вычислительного оборудования. И еще потому что там сделали благоприятное для инвестиций законодательство. Делайте выводы о наших возможностях в мировом масштабе. Я давно предлагаю создать в России мировой цифровой хаб, который бы во-первых, привлек в страну инвестиции, и во-вторых, сформировал бы среду, экосистему, в которой создавались бы новые бизнесы.

Отдельно хочу сказать о возможностях, которые имеет Россия для развития блокчейн-технологий и криптовалют. Надо понимать, что это прежде всего энергетический проект. Мы можем стать в том числе и мировым хабом майнинга криптовалют, поскольку технологически речь идет о разновидности вычислительной инфраструктуры.

Что нужно делать


Цифровая эпоха уже началась, развитие технологий – это стихия, которую нельзя остановить. Это вызов для всех стран мира, для всех регуляторов. «Давайте посидим подождем и посмотрим, как другие страны справятся с этой проблемой, а потом поступим так же», - вот так не получится. Потому что, если мы не будем решать эти проблемы сегодня здесь и сейчас в тех географических и социальных условиях, в которых мы есть, мы получим просто социальную напряженность и такую же по трагизму социальных последствий революцию, как революция 1917 года.

Нам необходимо стучаться, необходимо доносить нашу позицию, выходить с новыми законодательными инициативами, и купировать те инициативы, которые приводят к обратному эффекту.

Еще год назад за эти криптовалюты и блокчейн предлагали сажать на 5 лет. В том числе усилия Уполномоченного привели к тому, что изменились отношения, но не сильно. Поэтому давайте выходить на новый уровень нашего присутствия в политическом поле.

Цель изменения нашего общества – улучшение условий жизни для человека, гражданина страны. Это интересная хорошо оплачиваемая работа, образование, здравоохранение, культура и т.д. Однако для достижения этих целей нужно начать с создания благоприятной правовой среды для развития бизнеса. Именно бизнес, в первую очередь высокотехнологичный бизнес станет локомотивом изменений. Чем лучше он будет развиваться, тем больше он создаст высокооплачиваемых рабочих мест. Чем больше он заработает денег, тем больше заплатит налоги, и тем больше средств пойдет на развитие социальной сферы и социальной поддержки тех, кому она необходима. Это основа, которую, как флаг, должен нести предприниматель. Нам имеет смысл поднять это знамя, этот флаг, и - у нас нет другого пути, - понести его в массы.